
|

Летом 1909 года в своем семейном поместье Ивановке и осенью в Москве
Рахманинов, по его выражению, работал как каторжный, дописывая новое
крупное произведение - Третий фортепианный концерт. Он спешил закончить
его к началу большой гастрольной поездки в Америку. Премьерные концерты
состоялись 28 и 30 ноября, и с огромным успехом. С тех пор Третий
концерт вошел в репертуар всех крупнейших мианистов мира, по крайней
мере тех, кто отваживался взяться за это в высшей степени сложное
виртуозное произведение. Однако непревзойденным эталоном исполнения
было и поныне остается исполнение самого Рахманинова - по своей
моще, глубине и благородству.
На этом диске представлена единственная запись концерта, сделанная
самим Рахманиновым с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина
Орманди. Рахманинов считал этот оркестр лучшим в мире и всегда отдавал
ему предпочтение, когда впервые исполнял свои новые сочинения или
делал грамзапись.
С этим же оркестром Рахманинов записал свою Третью симфоние, которой
сам и продирижировал. А он был признанным выдающимся дирижером.
Его стиль отличался скупостью и сдержанностью жеста и в то же время
огромной властной силой, железной ритмикой. Критики отмечали в его
дирижировании этическую художественную обоснованность, а один из
них, писавший о двух исполнениях Второго концерта,когда Рахманинов
дирижировал, а солистом был А.Зилоти, и когда Рахманинов солировал,
а дирижером был Зилоти, заметил в шутку: "Жаль, что невозможна
третья комбинация: Рахманинов играет соло и он же дирижирует".
|