
|

Глинка известен прежде всего как автор двух великолепных опер, давших
мощный импульс рождению русской оперной традиции. Но он заложил
также основы русского симфонизма, написав целый ряд превосходных
оркестровых сочинений. И это направление творчества Глинки отличается
поразительным разнообразием - как по своей тематике, так и по используемым
музыкально стилистическим приемам.
Увертюра к опере "Руслан и Людмила" -ослепительно
яркий, полный жизнеутверждающей энергии пролог к сказочно-фантастической
опере, написанной по мотивам знаменитой поэмы раннего Пушкина.
Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила" - эффектная
симфоническая миниатюра, в которой мастерски используется восточный
колорит. В свое время эта вещь привлекла внимание Листа, который
сделал ее транскрипцию для фортепиано и часто исполнял в концертах.
Арагонская хота - первая из двух испанских увертюр Глинки.
Испания заняла в его творчестве особое место. Композитор провел
в этой стране около трех лет, неутомимо путешествуя и изучая ее
историю, культуру, язык, а больше всего - музыку. В основу Арагонской
хоты была положена мелодия танца, записанная Глинкой в Вальядолиде.
Сохраняя искрометные ритмы испанской музыки, Глинка привнес в нее
одухотворенность и мощь симфонической разработки.
Увертюра "Ночь в Мадриде" написана Глинкой уже
через несколько лет после возвращения из Испании. Он снова обращается
к испанским впечатлениям. Эта увертюра, ставшая последним крупным
симфоническим сочинением композитора, использует четыре народные
песни, которые воскрешают впечатления от прогулки по ночному Мадриду.
Танцы из оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин")
- Краковяк, Вальс, Мазурка - в полном блеске раскрывают оркестровое
мастерство Глинки. В каждом из них тонко используются характерные
для польской музыки приемы и интонации. В самой опере сцена на балу,
танцевальные эпизоды служат великолепным средством характеристики
поляков.
Знаменитая Камаринская представляет собой симфоническую поэму,
в которой мастерски разрабатывается тема народной плясовой мелодии.
Повторяя ее почти тридцать раз - как это делалось на народных гуляниях,
- Глинка дает образец удивительного постижения духа народного творчества,
слияния русского национального и общечеловеческого начала. Такое
обращение в симфонической музыке к народным истокам стало характерной
чертой русской симфонической школы, что дало Чайковскому основание
сказать, что вся русская симфоническая школа заключена в Камаринской
как дуб в желуде.
Вальс-фантазия - глубоко лирическое, тонкое, в высшей степени
самобытное сочинение Глинки. Как и вся музыка композитора, оно отмечает
рубеж зрелости русской культуры и, выражаясь современным языком,
ее гармоничную интеграцию в культуру европейскую.
Исполнитель - Московский
симфонический оркестр.
Дирижер - Владимир Зива.
Запись фирмы Виста Вера. 2002 год.
Обложка: Стрелка Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Гравюра
И.Ческова. 1817.
|