|

Главная тема концерта
для скрипки с оркестром - изломанный, печальный монолог - выдающееся
художественное открытие Элгара: из, казалось бы, знакомых романтических
"формул" рождается индивидуальный образ - тема, в которой
открытый драматизм соединяется с медитативностью и элегичностью.
Облик темы определяет небыстрое движение первой части: темповый
контраст между сонатным Allegro и второй частью сглажен. Если учесть,
что и тема второй части - вариант главной темы концерта, а также
то, что обе они звучат в финале (аналогичный прием часто использует
Франк), произведение приобретает явно выраженные черты огромной
одночастной поэмы.
В Концертной увертюре "На Юге" (соч. 50, 1904), вероятно,
отразилось увлечение Вагнером и его последователями Брукнером и
Рихардом Штраусом. Главная тема - выражение романтического порыва,
несколько родственная вступлению к III акту "Лоэнгрина"
или главной теме финала VII симфонии Брукнера. Эпизодические темы
- воплощение различных аспектов лирики. Здесь и болезненая хрупкость
позднего романтизма и импрессионизма ("Пеллеас и Мелизанда"
Арнольда Шенберга) - первый эпизод; и пасторальная архаика (в традиционном
для английской музыки духе мифического кельтского барда Оссиана)
- второй эпизод.
"Помпа и обстоятельство" ("Pomp and Circumstance"),
соч. 39, №1 - один из пяти военных маршей, созданных в период 1901
- 1930 гг. Эта блестящая оркестровая пьеса стала одним из неофициальных
музыкальных символов Британии.Михаил Сегельман.
Записано в Большом зале Московской консерватории 29.09.2001
Звукоинженер Владимир Копцов
Обложка:Г.Гауси. Большая аллея в Виндзоре.
Илья Груберт родился в Риге, получил профессиональное образование
в Московской консерватории. В первые годы своей карьеры стал победителем
всех престижных международных конкурсов, в которых только мог принять
участие. Он получил серебряную медаль на конкурсе им. Сибелиуса
в Хельсинки, Гран-при на конкурсе им. Паганини в Генуе и, наконец,
первую премию и золотую медаль на конкурсе им. Чайковского в Москве.
Илья Груберт живет в Голландии и выступает во многих странах мира
с крупнейшими оркестрами и ведущими дирижерами. Газета "Нью-Йорк
таймс" писала о нем как о музыканте "исключительного таланта,
продолжающего традиции великих виртуозов и отличающегося твердым
звуком и необычайно сильной техникой".
Московский симфонический оркестр - первый частный оркестр
в современной России.Он основан в 1990 году. Выступал в лучших залах
Москвы и Санкт-Петербурга, гастролировал во многих странах Европы,
Азии, Америки. Им сделано много записей на компакт-дисках, в том
числе все 17 симфоний Малипьеро, все симфонии Туримира.
"Виста Вера" записала с МСО компакт-диски "Произведения
для симфонического оркестра М.Глинки" (VVCD - 00035) и Седьмую
симфонию и другие произведения С.Прокофьева (VVCD-00051) .
Владимир Зива получил музыкальное образование в двух старейших
консерваториях России - Петербургской (тогда Ленинградской) и Московской.
Он работал с оркестрами Московской и Нижегородской филармоний, был
главным дирижером Театра оперы и балета имени Мусоргского в Петербурге.
С 1997 года - главный дирижер Московского симфонического оркестра.
Выступал с такими выдающимися музыкантами, как Ростропович, Гутман,
Майский, Кремер, Третьяков, Башмет и многие другие.
|