
Седьмая симфония Прокофьева - последнее его произведение
в этом жанре и вообще последнее законченное сочинение композитора.
В 1957 году, по ходатайству Дмитрия Шостаковича, Прокофьев за это
произведение он был посмертно удостоен Ленинской премии - высшей
награды СССР.
Седьмая симфония стала "произведением высокого совершенства,
глубокого чувства, огромного таланта" (письмо Шостаковича от
12 октября 1952 года).
Главная тема симфонии - ее символ -одна из проникновеннейших прокофьевских
элегий. Строгое, почти пунктирное изложение,- и глубокая негромкая
печаль и память о России. Побочная тема - своего рода "память
о солнце" (название одного из романсов композитора на стихи
Анны Ахматовой; заметим, Прокофьев называл себя "солнечным");
но теперь мы застаем светило в предзакатный час…
В первоначальной редакции симфония заканчивалась "темой часов"
из первой части. Уходящее время - более чем очевидная метафора расставания
с жизнью - противоречила ожиданиям некоторых важных слушателей.
Прокофьев был вынужден создать второй, гораздо более формальный,
но и "правильный" вариант окончания - на "пионерской"
теме финала. Вполне естественно, что ныне симфония повсеместно исполняется
именно в первой редакции.
Симфонические вальсы Прокофьева - едва ли не самая зримая нить,
связывающая его с традициями русской симфонической музыки, начиная
с Глинки. В Вальсах из оперы "Война и мир" (II картина,
встреча Наташи Ростовой и князя Андрея Болконского на балу) и из
балета "Золушка" - как бы "сквозит улыбка Глинки"
(из отзыва Прокофьева о вальсе из Шестнадцатой симфонии Мясковского)
и его "Вальса-фантазии". Два Пушкинских вальса - часть
достаточно обширной прокофьевской пушкинианы. Яркость музыкальных
тем-образов театральной музыки Прокофьева предоставляла отличную
возможность использовать их вне контекста спектакля. Сюита из оперы
"Любовь к трем апельсинам" - не исключение. Ее центр -
марш - один из главных "персонажей" музыки Прокофьева,
ее "чрезвычайный и полномочный посол" в искусстве XX века.
Михаил Сегельман
Запись произведена фирмой "Виста Вера" в 2003 году.
Звукоинженер Владимир Копцов.
Общее время звучания 67.09
Обложка - фото Алексея Егорова
|