VVCD
- 00054
 |
DDD
Вольфганг Амадей Моцарт
Камерные произведения для духовых, струнных и фортепиано
Том 1
Квинтет
для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели A-dur KV 581 ("Штадлер-квинтет")
Соната для фагота и виолончели B-dur KV 292 (KV 196c)
Квинтет для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота Es-dur
KV
Время звучания: 73.34
Э. Вирсаладзе, фортепиано
А. Уткин, гобой
В. Соколов, кларнет
В. Попов, фагот
Р. Владкович, валторна
Государственный квартет имени Д.Д.Шостаковича
"Это лучшее, что я написал в своей жизни..."
В.А.Моцарт
Квинтет для кларнета, двух
скрипок, альта и виолончели A-dur KV 581 ("Штадлер-квинтет")
был написан в 1789 году в Вене, его премьера состоялась 22 декабря
того же года в благотворительном концерте. Квинтет определенно имеет
черты концертного жанра. Уже в начальных тактах Allegro Моцарт четко
разделяет состав на аккомпанирующую струнную группу и солирующий
кларнет. Линеарность солирующего голоса, сопоставляемая с гармонической
аккордовой слитностью струнной группы, постоянные переклички между
ними - все это атрибуты концертного стиля. Вторая часть - медленное
Larghetto, в котором струнные аккорды еще ярче выделяют плавную,
напевную тему солиста. Затем следует галантный менуэт с двумя трио.
Allegretto con variazioni - это тема с вариациями. К ритмичной и
моторной основной теме сначала добавляется размашистая мелодия у
кларнета. Развитие приводит к тому, что в третьей вариации тему
можно узнать с трудом - настолько она "замаскирована"
чужим мелодическим движением и "всхлипывающими" форшлагами.
И наконец, тема возвращается в своем первозданном виде.
Соната для фагота и виолончели B-dur
KV 292 (KV 196c) была написана в 1775 году в Мюнхене для барона
Таддеуса фон Дюрница, музыканта-любителя, фаготиста и пианиста.
Соната состоит из трех частей. Первая часть - Allegro в сонатной
форме без разработки - начинается веселой, немного бравурной темой.
Через связующую партию с разнообразными секвенциями композитор выводит
слушателя к побочной партии. Ее тема более певуча и протяжна, а
ход от уменьшенного трезвучия к мажорному придает теме несколько
просительную интонацию. Вторая часть - неторопливое и степенное
Andante - сочетает в себе выразительность духового инструмента,
столь схожего с голосом, и богатую басовую линию виолончели. Композитор
сумел найти равновесие двух инструментальных линий, обладающее не
только совершенной гармоничностью, но ярким ощущением собственного
достоинства. Финал представляет собой Rondo с тремя эпизодами. Здесь
Моцарт раскрывает все богатство виртуозных средств, которыми обладал
фагот уже в ту эпоху, до последних усовершенствований этого инструмента.
Квинтет для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота Es-dur
KV 452 был написан в марте 1784 года в Вене и исполнен 1 апреля
того же года в одной из музыкальных "Академий". Квинтет
имел успех, и Моцарт заметил: "Это лучшее, что я написал в
своей жизни".
Квинтет состоит из трех частей. Первая - сонатное Allegro moderato
с обширным медленным вступительным разделом Largo. Основной раздел
написан в умеренно быстром темпе, однако музыкальная ткань насыщена
мелкой техникой и филигранными мелизмами. Тематический материал
главной и побочно партий имеет сходное настроение, а краткая разработка
построена на обыгрывании секвентных мотивов из главной партии. Вторая
часть - Larghetto - также отличается разнообразной орнаментацией.
Финал - Allegretto - представляет собой немного легомысленное рондо.
Здесь нет той манерности и изощренности, что была в тематизме первой
части, однако мелодическое движение ускорено, а настроение не лишено
лукавства.
Петро Андреев
|