VVCD
- 00057
DDD 63.44
 |
К 200-летию со дня рождения М.И. Глинки
фирма "Виста Вера" выпустила компакт-диск с записью его
"итальянских" ансамблей
Глинка. «Итальянские» ансамбли
Серенада Es-Dur на темы из оперы Доницетти «Анна Болейн» дляфортепиано,
арфы, фагота, валторны, виолончели и контрабаса (исполняется без
перерыва).
1 Largo 02.11
2 Cantabile asssai 02.43
3 Moderato 03.21
4 Largetto 02.53
5 Presto 01.47
6 Andante cantabile 02.54
7 Finale. Allegro moderato 05.37
Патетическое трио d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (исполняется
без перерыва)
8 Allegro moderato 04.58
9 Scerzo. Vivacissimo 03.19
10 Largo 05.19
11 Allegro con spirito 02.05
Большой секстет Es-Dur для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели
и контрабаса (13 и 14 исполняется без перерыва).
12 Allegro 12.27
13 Andante. 06.44
14 Finale. Allegro con spirito 07.21
А.Севидов, фортепиано (1-14)Н.Шамеева, арфа (1-7)В.Попов, фагот
(1-11)Л.Михайлов, кларнет (8-11)А.Корсаков, 1-я скрипка (12-14)С.Кравченко,
2-я скрипка (12-14)М.Толпыго, альт (1-7, 12-14)И.Гаврыш. виолончель
(12-14)Ф.Лузанов, виолончель (1-7)Р.Комачков, контрабас (1-7)С.Заставенко,
валторна (1-7)
М.И.Глинка, превосходно
игравший на фортепиано, написал с участием этого инструмента несколько
камерных ансамблей. Сочиненные в 1832 году Италии, они выделяются
сверкающей виртуозностью, богатством колорита, особой романтической
озаренностью.
Серенада на темы из оперы Г.Доницетти «Анна Болейн» обязана
своим рождением итальянской опере. Премьерное исполнение «Анны Болейн»
с Джудиттой Паста в главной партии «... показалось мне чем-то волшебным...
...я утопал в восторге», - писал композитор. Глинку вдохновили не
только история обреченной любви английской королевы, но и музыкально
одаренные сестры Branca, с которыми он познакомился в Милане и которым
посвятил свое сочинение. После сумрачной интродукции колорит светлеет
и следует ряд контрастных эпизодов – жизнерадостных, трогательных,
проникновенно печальных или бурно стремительных, подобных финалам
в итальянской опере.
Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота написано
зимой 1832\3 гг. Уникальность инструментального состава и импровизационная
свобода композиции обусловлены лирическим, исповедальным характером
сочинения. Полная тревог история любви разворачивается в нежных
диалогах кларнета и фагота (1 ч.). После отстраняющего грациозного
скерцо (2 ч.) в Largo (3 ч.) каждый инструмент произносит протяженные
патетические монологи. Стремительный финал завершает кода, которая
во время первого исполнения поразила фаготиста Кантю: «Да ведь это
отчаяние!» «И действительно я был в отчаянии», - признается Глинка
в «Записках».
Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета написан
на озере Комо, в прекрасном крае, который покорил композитора прозрачной
переливчатостью красок. «Некоторые деревья начинали уже изменять
цвет зелени, и лиловатый отлив дали чудно гармонировал с предметами
более близкими», - писал он в своих «Записках». Музыка сочинения
полна ощущением ласковой южной природы. В музыкальном мире Глинки
образ Италии всегда оживлен звучанием bel canto, поэтому мираж оперной
сцены и поющих голосов не исчезает на протяжении трех частей «лучшего
из всех секстетов» (М.Балакирев).
Наталия Савкина
Обложка: С.Щедрин. Озеро Альбано в окрестностях Рима.
|