VVCD
- 00058
 |
DDD 71.31
Произведения для виолончели с оркестром
Виктор Симон
Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Дирижер ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ
Р. Шуман . Концерт для виолончели с оркестром a-moll, op.
129 в трёх частях (исполняется без перерыва)
П. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
A-Dur, op. 33
И.Мясковский. Концерт для виолончели с оркестром c-moll, op.66
Звучащие на этом компакт-диске сочинения, написанные
в период с 1850 (концерт Шумана) по 1944 (концерт Мясковского) годы,
— своего рода звуковая история музыкального романтизма в ее особом,
виолончельном преломлении. И именно произведение Шумана стало точкой
отсчета, определив «лирический камертон» традиции романтического
сочинения для виолончели с оркестром.
Написанный в последние годы жизни Шумана, Виолончельный концерт
вполне выражает особенности его позднего стиля. Вместо демонстративного
разрыва с классическими формами (в музыке 1830-х, отчасти — 1840-х
годов) — внешнее следование им; вместо флорестановских порывов —
большая гармоничность и сбалансированность эмоций. В то же время,
«старые мехи» органично наполняются «новым вином». Формально трехчастный,
концерт отмечен необыкновенной текучестью, плавностью музыкальной
мысли, как бы преодолевающей установленные грани. Концерт Шумана
— поэма, своего рода вариации на главную тему сочинения.
Виолончель, виолончельный тембр — важнейший звуковой образ русской
культуры. В русских романсах начала-середины XIX века виолончель
часто используется в качестве вторы — своего рода собеседника и
даже alter ego человеческого голоса. Но именно Чайковский в «Вариациях
на тему рококо» (1876) сумел соединить камерно-бытовой и виртуозно-концертный
аспекты трактовки инструмента.
Название сочинения не должно вводить в заблуждение. Тема, принадлежащая
самому Чайковскому, по стилю, скорее, ближе музыке венского классицизма
(Йозефа Гайдна или Вольфганга Амадея Моцарта, бывшего для Чайковского,
без преувеличения, музыкальным Богом). Сочинение существует в двух
редакциях — авторской и Вильгельма Фитценгагена (создана с благословения
автора), выдающегося виолончелиста, первого исполнителя «Вариаций»,
которому они и посвящены. В концертной практике значительно более
популярна редакция Фитценгагена.
Логика «Вариаций на тему рококо» близка сонатной: одночастный цикл,
разворачивающийся как бы в исторической перспективе (увеличение
размеров вариаций, усложнение музыкального языка, большая свобода
варьирования), по содержанию эквивалентен многочастному концерту.
Особняком, благодаря размерам и масштабности кульминации, стоит
последняя вариация — она разрастается до подлинного финала сочинения.
Виолончельный концерт Николая Мясковского по духу родствен его симфоническим
сочинениям позднего периода, прежде всего Двадцать первой симфонии
(1941). Страшные в своей обнаженности «драмы жизни» (музыка Мясковского
1910-1920-х гг.) уступают место элегиям, в которых трагическое предстает
актуализированным воспоминанием («минувшее я вновь переживаю»).
Концерт Мясковского — дважды воспоминание: о России и о романтической
музыке (своего рода «память жанра»). Две части сочинения, медленная
(в сонатной форме) и финал, замкнуты кодой финала, с возвращением
главной темы концерта. Лирическая, поэмная природа сочинения (черновой
вариант названия — «Концерт-поэма») подчеркнута отказом от привычной
для Мясковского подробной симфонической разработки: она заменена
развернутой сольной каденцией виолончели.
Концерт посвящен первому исполнителю, выдающемуся советскому виолончелисту
Святославу Кнушевицкому.
Михаил Сегельман
Виктор Симон родился
в Москве в 1930 году. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру,
учился у известных музыкантов Р.Сапожникова, М. Ямпольского, С.Козолупова.
Лауреат международных конкурсов в Праге (1950) и Берлине (1951).
С 1952 года работает в Большом симфоническом оркестре имени П.И.Чайковского,
с 1961 г. – солист-концертмейстер. Народный артист РФ. Профессор
Московской государственной консерватории. Его ученики – солисты
крупнейших оркестров не только России, но и всего мира. Музыкант
осуществил свыше 70 сольных записей в фонд радио и для ведущих звукозаписывающих
фирм. Среди дисков Симона – премьерное исполнение концертов для
виолончели с оркестром современных композиторов, музыка самых разных
эпох и стилей – от барокко до современности, в том числе концерты
Й.Гайдна, Л.Боккерини, К.Сен-Санса, С.Барбера, Р.Шумана, Н.Мясковского,
Б.Чайковского, антология «Все произведения для виолончели с оркестром
П.Чайковского», симфоническая поэма «Дон Кихот» Р.Штрауса и многое,
многое другое.
Владимир Федосеев
родился в Ленинграде. Профессиональное образование получил в Москве,
в Музыкальной академии имени Гнесиных, и далее в аспирантуре Московской
консерватории имени Чайковского под руководством профессора Лео
Гинзбурга. В 1971 году Владимир Федосеев по приглашению Евгения
Мравинского выступил с оркестром Ленинградской филармонии. Успех
этого концерта положил начало карьере Владимира Федосеева в качестве
симфонического дирижера. С 1974 года руководит Большим симфоническим
оркестром имени П.И.Чайковского, ведущим симфоническим коллективом
России, с которым выступает во всем мире, исполняя произведения
мировой классики. Сегодня Владимир Федосеев сотрудничает с ведущими
оркестрами Европы: с цюрихским Tonhalle, лейпцигским Gevandhaus,
Orchestre de Paris, оркестром баварского радио, а также является
первым приглашенным дирижером Токийского филармонического оркестра.
С 1997 года – главный дирижер Венского симфонического оркестра.
Одно из самых плодотворных творческих направлений дирижера – оперные
постановки, осуществленные в ведущих оперных театрах Милана, Парижа,
Цюриха, Вены, Болоньи, Флоренции…
В 1996 году Владимир Федосеев награжден орденом «За заслуги перед
Отечеством» и в том же году получил Серебрянный Крест Австрийской
республики за заслуги в развитии музыкальной культуры в Австрии.
В октябре 2002 года он награжден также Золотой Звездой почетного
гражданина Вены.
|