VVCD
- 00060
 |
VVCD- 00060
DDD 63.51
Столетие Арама Хачатуряна
Концерт в Большом зале Московской консерватории 13
мая 2003 года
Большой
симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Дирижер ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ
Арабелла Штайнбахер (скрипка)
Концерт для скрипки с оркестром
1. Allegro con fermezza
2.Andante sostenuto
3 .Allegro vivace
4.Большое Адажио из балета «Спартак»
Сюита из балета «Гаяне»
5 .Розовые девушки
6 .Adagio
7 .Лезгинка
8 .Танец с саблями из балета "Гаяне"
9.Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад» 4.41
Запись:1-8:
Концерт, посвящённый 100-летию со дня рождения А.Хачатуряна 13 мая
2003 г. ; Большой зал Московской консерватории 9: 1990 г
Звукорежиссёр: В.Иванов
Обложка: М. Сарьян. Озеро фей (фрагмент).
В музыкальном искусстве
XX века, полном трагизма, рефлексии, часто — эмоциональной и интеллектуальной
отстраненности, искусство Арама Хачатуряна — «остров радости». В
его подлинной музыке — полнокровие и неподдельный оптимизм. Яркие
краски и контрасты вызывали неизбежные ассоциации из мира изобразительного
искусства. Едва ли не лучший живописный образ — в словах Бориса
Асафьева: в середине 1930-х годов он назвал Хачатуряна «Рубенсом
наших дней», а его музыку — искусством «высокого Ренессанса».
Хачатурян — первый композитор Востока, ставший классиком на Западе.
Фундамент его искусства — армянский фольклор (взрывные, импульсивные
или, наоборот, бесконечно-томные импровизации народных певцов —
ашугов), и европейская традиция XIX — XX веков («восточные» страницы
музыки «кучкистов», особенно Бородина и Римского-Корсакова; новые
идеи Прокофьева и Равеля в области музыкального языка и оркестровки).
Созданный для Давида Ойстраха, ему же посвященный и им же впервые
исполненный (16 ноября 1940), Концерт для скрипки с оркестром —
один из самых популярных образцов жанра за всю его историю. Природа
дарования Хачатуряна ярче всего выявилась именно в виртуозно-концертном
жанре. Токкатности, лирике и танцевальности — традиционным «модусам»
классического концерта — придан яркий национальный колорит. Концерт,
казалось бы, разворачивается по традиционной образно-смысловой сxеме,
но уникальная даже по меркам творчества Хачатуряна мелодическая
щедрость, неожиданность и, при этом, внутренняя логичность контрастов
наполняют знакомую форму новым смыслом.
Балет «Гаянэ» написан в 1941— 1942 гг. и впервые поставлен в Перми
3 декабря 1942 года (спектакль Ленинградского театра оперы и балета
имени Кирова). В «Гаянэ» использована музыка балета «Счастье», написанного
в конце 1930-х годов. Произведению не удалось пережить свое время,
но лучшие музыкальные страницы (в 1943 году автор составил три сюиты
на материале балета) исполняются в симфонических концертах.
«Танец с саблями» (Третья сюита) — хит мировой музыкальной классики,
по популярности не уступающий творениям поп- и рок-звезд. Эффектная
оркестровка (с акцентом на медных духовых инструментах) подчеркивает
огненную страсть мужской пляски.
Хачатурян — автор музыки ко многим драматическим спектаклям. Музыка
к драме Лермонтова «Маскарад» (1941) — результат сотрудничества
с Театром имени Вахтангова. «Вальс» — шедевр творчества Хачатуряна,
поэтичнейшая страница истории русских симфонических вальсов. Источником
поэтического вдохновения стал для Хачатуряна «Вальс-фантазия» Глинки
(своевременная подсказка Мясковского). «Вальс» Хачатуряна — по-восточному
чувственный и по-русски элегический: его мелодического обаяния не
избежал даже Прокофьев (в вальсе из Седьмой симфонии).
Михаил Сегельман
|