VVCD
- 00061
 |
DDD
Николай
Римский-Корсаков
Шехерезада
Испанское каприччио
"Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане"
Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Дирижер ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ
Запись: Большой зал Московской консерватории: 28.11. 2003
Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Дирижер ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ
Римский-Корсаков был поэтом оркестра; его оркестровое
мастерство, изобретательность в сочетании и контрасте красок-тембров
столь велики, что сами по себе являются искусством. «В партитурах
Римского-Корсакова никогда не возникает ни малейших сомнений относительно
«метерологической» картины, которую должна нарисовать музыка. Если
это метель, то кажется, будто снежинки танцуют, вырываясь (…) со
скрипичных струн; когда солнце высоко, все инструменты ослепляют
почти огненным блеском; если это вода, то вы слышите в оркестре,
как струятся и разлетаются брызгами волны (…)». Рискнем продолжить
высказывание Сергея Рахманинова: бурное море, в котором разбивается
Синбадов корабль («Шехеразада», четвертая часть, удар там-тама);
сладкие речи Шехеразады (скрипка соло) — эти и другие звуковые образы
словно стремятся преодолеть сами границы музыки, стать визуальным
феноменом.
Общее в «Испанском каприччио» и «Шехеразаде» — сюитность. «Каприччио»
— череда танцев: возвращение материала первой части в третьей и
пятой (финале) придают общей структуре рондообразные черты. В «Шехеразаде»
гораздо сильнее фактор сонатности: это касается и формы отдельных
частей (три из четырех — сонатны), и общего плана композиции (в
последней части обобщается материал всего произведения), и, главное,
— постепенного «выращивания» всей концепции из сравнительно немногочисленных
тематических элементов.
Известные подзаголовки частей «Шехеразады» («Программою, которой
я руководствовался, (…) были отдельные, не связанные друг с другом
картины из «Тысячи и одной ночи» (…): море и Синбадов корабль, фантастический
рассказ Календера-царевича, Царевич и Царевна, багдадский праздник
и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником»,— Римский-Корсаков,
«Летописи моей музыкальной жизни») существовали в первом издании,
но впоследствии были сняты композитором. Он также предостерегал
от чрезмерных поисков связей лейтмотивов с одними и теми же поэтическими
идеями: «Являясь каждый раз при различном освещении, (…) те же самые
мотивы и темы соответствуют всякий раз различным образам, действиям
и картинам».
«Три чуда» — известнейшая симфоническая картина, представляющая
собой антракт-вступление к последней, шестой картине оперы «Сказка
о царе Салтане» (написана в 1899— 1900, поставлена в 1900 в Русской
частной опере Саввы Мамонтова). В ней собраны музыкальные темы,
относящиеся к сказочному городу Леденцу и появляющиеся по отдельности
в разные моменты оперы. Собственно, чудес не три а четыре: Белочка,
тридцать три богатыря и дядька Черномор, Царевна-Лебедь и город
Леденец. Картине предпослан эпиграф (по Пушкину): «Град на острове
стоит, Остров на море лежит». Замечательно, что чудеса у Римского-Корсакова
— именно русские чудеса: тема Белочки заимствована из народной песни
«Во саду ли, в огороде»; тема Царевны-Лебеди — из песни «На море
утушка…».
Михаил Сегельман
|