VVCD - 00062

VVCD-00062
DDD


Виртуозы кларнета, т.1
Владимир Соколов

Карл Мария фон Вебер
Концерт для кларнета с оркестром N 1
Концерт для кларнета с оркестром N 2
Концертино для кларнета с оркестром

Камерный оркестр
Дирижер Лев Маркиз

Ансамбли и концерты с участием кларнета составляют важную часть наследия Вебера. Почти все они написаны в ранний период творчества композитора (до 1815 года). Полный список включает два концертино и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано.
Концерты для кларнета с оркестром написаны один за другим и впервые исполнены в 1811 году; как и все остальные сочинения с участием кларнета, они создавались для выдающегося кларнетиста Карла Бермана. Эти концерты представляют стиль Вебера в триединстве прошлого, настоящего и будущего. Концерты - путешествие во времени без границ, от венского классицизма Гайдна и Моцарта к романтизму Шуберта, Шумана и Мендельсона.
Разность "классической" и "романтической" интерпретации концертной формы заметна на примере первых частей концертов. Главная тема Концерта ми-бемоль мажор - воплощение традиционно классического модуса активного движения. Этот импульс определяет как общую композицию сочинения (классическая трехчастность типа "быстро-медленно-быстро"), так и традиционность функций частей и тем. Впрочем, колорит медленной части (написанной в тональности соль-минор) - скорее романтический: тема, немного в духе канцонетты, впоследствии отзовется в симфонических и камерных сочинениях Шумана и Мендельсона. В финале концерта традиционная моторика и виртуозная стихия обретают несколько неожиданные славянские черты: оркестровое сопровождение воспроизводит характерный ритм полонеза.
Главная сольная тема Концерта фа-минор - лирическое осмысление, реакция на прозвучавшую оркестровую экспозицию и, одновременно, ее закономерное следствие. Очевидный прообраз - Концерт для фортепиано с оркестром ре-минор Моцарта. Именно остановка "обязательного" внешнего движения уже в самом начале придает сочинению уникальную психологическую форму. Тема кларнета окрашивает сочинение в лирические тона; использование же монотематического принципа, в какой-то степени, превращает трехчастное сочинение в большие вариации на его главную тему. Подобный принцип воплощен в ряде романтических концертов (в частности, Шумана и Сен-Санса для виолончели с оркестром), а также в шедевре позднего романтизма - Фортепианном квинтете с кларнетом Брамса.
Написанное ранее концертов, Концертино для кларнета с оркестром до-минор было впервые исполнено в том же 1811 году. Оно представляет собой одночастное сочинение фантазийного типа с контрастными разделами.
Михаил Сегельман

Владимир Соколов родился в 1936 г. в республике Коми, окончил музыкальное училище в Сыктывкаре и Московскую консерваторию по классу профессора Володина. Несколько лет работал в симфоническом оркестре Всесоюзного радио, в 1963 г. получил первую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде и в том же году стал солистом Государственного академического симфонического оркестра СССР. С 1974 г. преподавал в Московской консерватории, с 1993 г. - профессор. В 1984 г. получил звание народного артиста РСФСР.



 

 

 

   



 

Copyright © 2001-2002 "Vista Vera"