VVCD - 00062
|
VVCD-00062
DDD

Виртуозы кларнета, т.1
Владимир Соколов
Карл Мария фон Вебер
Концерт для кларнета с оркестром N 1
Концерт для кларнета с оркестром N 2
Концертино для кларнета с оркестром
Камерный оркестр
Дирижер Лев Маркиз
Ансамбли и концерты с участием кларнета составляют важную часть
наследия Вебера. Почти все они написаны в ранний период творчества
композитора (до 1815 года). Полный список включает два концертино
и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и
струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано.
Концерты для кларнета с оркестром написаны один за другим и впервые
исполнены в 1811 году; как и все остальные сочинения с участием
кларнета, они создавались для выдающегося кларнетиста Карла Бермана.
Эти концерты представляют стиль Вебера в триединстве прошлого, настоящего
и будущего. Концерты - путешествие во времени без границ, от венского
классицизма Гайдна и Моцарта к романтизму Шуберта, Шумана и Мендельсона.
Разность "классической" и "романтической" интерпретации
концертной формы заметна на примере первых частей концертов. Главная
тема Концерта ми-бемоль мажор - воплощение традиционно классического
модуса активного движения. Этот импульс определяет как общую композицию
сочинения (классическая трехчастность типа "быстро-медленно-быстро"),
так и традиционность функций частей и тем. Впрочем, колорит медленной
части (написанной в тональности соль-минор) - скорее романтический:
тема, немного в духе канцонетты, впоследствии отзовется в симфонических
и камерных сочинениях Шумана и Мендельсона. В финале концерта традиционная
моторика и виртуозная стихия обретают несколько неожиданные славянские
черты: оркестровое сопровождение воспроизводит характерный ритм
полонеза.
Главная сольная тема Концерта фа-минор - лирическое осмысление,
реакция на прозвучавшую оркестровую экспозицию и, одновременно,
ее закономерное следствие. Очевидный прообраз - Концерт для фортепиано
с оркестром ре-минор Моцарта. Именно остановка "обязательного"
внешнего движения уже в самом начале придает сочинению уникальную
психологическую форму. Тема кларнета окрашивает сочинение в лирические
тона; использование же монотематического принципа, в какой-то степени,
превращает трехчастное сочинение в большие вариации на его главную
тему. Подобный принцип воплощен в ряде романтических концертов (в
частности, Шумана и Сен-Санса для виолончели с оркестром), а также
в шедевре позднего романтизма - Фортепианном квинтете с кларнетом
Брамса.
Написанное ранее концертов, Концертино для кларнета с оркестром
до-минор было впервые исполнено в том же 1811 году. Оно представляет
собой одночастное сочинение фантазийного типа с контрастными разделами.
Михаил Сегельман
Владимир Соколов
родился в 1936 г. в республике Коми, окончил музыкальное училище
в Сыктывкаре и Московскую консерваторию по классу профессора Володина.
Несколько лет работал в симфоническом оркестре Всесоюзного радио,
в 1963 г. получил первую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей
в Ленинграде и в том же году стал солистом Государственного академического
симфонического оркестра СССР. С 1974 г. преподавал в Московской
консерватории, с 1993 г. - профессор. В 1984 г. получил звание народного
артиста РСФСР.
|