VVCD
- 00063
|
ADD 68.04
Виртуозы кларнета, т.2
ЛЕВ МИХАЙЛОВ
Л. Михайлов играл в лучших
симфонических коллективах Москвы - оркестрах Радио, Большого театра,
Госоркестре СССР. Самым убедительным в его игре было исполнение
знаменитых кантиленных solo. Изумительные по качеству звука и выразительности,
они всегда восхищали слушателей и коллег. Прекрасный музыкант, Михайлов
стал и прекрасным педагогом: его пригласили в Московскую консерваторию
на кафедру духовых инструментов.
Он был общителен и доброжелателен, у него никогда не было врагов.
По причинам сугубо личного характера, он уехал за границу, где безвременно
скончался. Хочется, чтобы этот диск стал данью памяти великому артисту.
Валерий Попов,
народный артист РФ
профессор Московской консерватории
"Танец Пёка" и "Вереск" представляют
соответственно 1-ю и 2-ю тетради цикла из 24-х фортепьянных прелюдий
Клода Дебюсси. Здесь прелюдии представлены в версии для кларнета
и ф-но. Идея версии очень проста: мелодическая линия отдана кларнету,
и правомерность этого блистательно доказывается Львом Михайловым.
В исполнении кларнета и виртуозное соло в начале "Танца Пека",
и все стремительные пассажи, символизирующие причудливый, немного
угловатый танец, совершенны.
Творчество Франсиса Пуленка - одного из ярчайших представителей
"французской шестёрки", на мой взгляд, является наиболее
принципиальной реакцией не только на импрессионизм и сопряжённый
с ним символизм Дебюсси-Равеля, но и на абстрактность серьёзной
музыки вообще. У Пуленка принципиально отсутствуют бетховенская
глубина или интеллектуальная сложность баховских полифонических
конструкций. У него много элементов бытовой музыки, напоминающих
французский шансон, а простота и ясность драматургии обеспечивает
произведениям Пуленка устойчивую популярность среди крайне широкой
аудитории. Соната для кларнета и ф-но - отнюдь не исключение. В
основе исполнительской концепции Льва Михайлова - тонкая тембровая
игра, подчёркивающая столь важные Франсису Пуленку простые мелодии
и ритмы, и как бы погружающая их в ту атмосферу, из которой они
попали сюда, в мир серьёзной музыки. Именно поэтому тембр и манера
игры кларнета, преображаясь волшебным образом, имитируют то аккордеон,
то шарманку.
Огромен контраст между Пуленком и его товарищем по "французской
шестёрке" Артюром Онеггером. Сонатина для кларнета и ф-но представляет
присущий композитору во многих произведениях отстранённый, в какой-то
степени инфернальный круг образов. "Аллергия" Онеггера
на утончённость импрессионизма носит совершенно другой, чем у Пуленка,
характер и находит иные средства выражения. Соответственно, значительно
меняется и манера игры солиста. Мы слышим "внеличностный"
кларнет, инструмент, за которым, казалось бы, не спрятан живой исполнитель.
Это не механистичность: потусторонность обусловлена не только чётким
соблюдением метро-ритмической конструкции, но также и особым тембром,
особой энергетикой и продуманным динамическим планом.
Три пьесы для кларнета соло Игоря Стравинского продолжают "русскую
линию" в его творчестве, которую композитор успешно чередовал
с другими интересовавшими его стилистическими направлениями. В период
с 1918 по 1920 годы Стравинский написал "Песню без названия"
для двух фаготов, "Историю солдата", Рэгтайм, Три пьесы
для кларнета соло, "Четыре русские песни", "Piano-Rag-Music"
и "Пульчинеллу"! Исполнение Льва Михайлова отличается
прежде всего филигранной техникой. Однако виртуозность ни в коей
мере не заслоняет и, тем более, не заменяет богатой образной сферы
Трёх пьес. Эхо-эффекты, имитации народного наигрыша, создание почти
зримых пейзажей, ощущение сельского праздника, - всё это мастерски
выполнено кларнетистом, заставляя порой забывать, что звучит один
духовой инструмент.
Четыре пьесы для кларнета и ф-но Альбана Берга входят в репертуар
практически каждого кларнетиста. Это обусловлено рядом причин, и
прежде всего тем, что Пьесы Берга сочетают романтическое и экспрессионистское
начала с глубоко современным, не утратившим актуальность выражения
музыкальным языком. Эта особенность в первую очередь и подчёркивается
Львом Михайловым. Главное в его исполнение не виртуозность, не разнообразие
красок, что, кстати сказать, в полной мере присуще Мастеру, а концептуальность.
Музыкант создает специфический ракурс, демонстрирующий современное
понимание образов Пьес.
Соната для кларнета и ф-но Пауля Хиндемита занимает в калейдоскопе
стилей и настроений представленной программы особое место. Это самое
неоклассическое здесь произведение. Первый (!) последователь Великого
Баха, Хиндемит, сохранив
многое из полифонической его техники, разработал свою систему интонаций
и гармонии. Принято говорить, что система Хиндемита нарочита, искусственна...На
мой же взгляд, музыка Хиндемита хранит много тайн даже для музыкантов-теоретиков,
и восприятие её сегодня прямым образом зависит от мастерства, музыкальности
и интуиции исполнителей. В исполнении Льва Михайлова и Марии Юдиной
столь дискутируемая проблема искусственности музыки Хиндемита кажется
по меньшей мере странной. И дело не только в том, что ансамбль Михайлов
- Юдина технически безупречен и потому убедителен: кларнет и рояль
следуют музыкальной логике так же убедительно, как если бы это была
логика их собственного мышления. Только глубокое, убеждён, интуитивное
проникновение
в глубины того или иного явления может дать такой убедительный результат!
"Контрасты" Белы Бартока погружают нас в мир, где тематически
важную роль играет венгерский фольклор. В первой и в третьей частях
цикла кларнет и скрипка во многом имитируют игру народных инструментов.
Значительный контраст вносит отстранённость второй, медленной части.
Абстрактное звучание скрипки и кларнета даёт удивительный эффект
слияния тембров в самом начале части. Тонкие тембровые трансформации
в дальнейшем, связанные с изменением динамики и регистров, создают
ёмкий и неоднозначный образ, в котором фольклор присутствует как
являющийся в сновидениях неясный и размытый знак, который мы тщетно
пытаемся распознать: Замечательный ансамбль Лев Михайлов - Мария
Юдина органично дополняет здесь выдающийся российский скрипач Виктор
Пикайзен.
Юрий Каспаров
К.Дебюсси (1862-1918). Из цикла "24 прелюдии
для фортепиано" в переложении для кларнета.
1 Танец Пёка (1 тетрадь, № 11)
2 Вереск (2 тетрадь № 17)
Ф.Пуленк (1899-1963).Соната для кларнета и ф-но
3 Allegro tristement. Allegretto
4 Романс. Tres caime
5 Allegro con fuoco. Tres anime
А.Онеггер (1892-1955). Сонатина для кларнета и ф-но
6 Moderato
7 Lento e sostenuto
8 Vivo e ritmico
И.Стравинский (1882-1971). Три пьесы для кларнета соло (исполняются
без переррыва)
9 I
10 II
11 III
А.Берг (1885-1935). Четыре пьесы для кларнета и фортепиано, ор.
5
12 Massig
13 Sehr langsam
14 Sehr rash
15 Langsam
П.Хиндемит (1895-1963). Соната для кларнета и ф-но (соч. 1939 г.)
16 Massig bewegt
17 Lebhaft
18 Sehr langsam
19 Kleine rondo, gemachlig
Б.Барток (1881-1945). Контрасты. Трио для скрипки, кларнета и фортепиано
(cоч. 1938 г.)
20 Рекрутский танец. Moderato ben ritmico
21 Пинегьё ("Отдых"). Lento
22 Шебеш (Быстрый танец). Allegro vivo
|