VVCD
- 00067
 |
DDD 54.02
Георгий Свиридов
"Поэма памяти Сергея Есенина" для тенора,
смешанного хора и оркестра. "Снег идет", маленькая кантата
для женского хора, хора мальчиков и оркестра. "Маленький триптих"
для оркестра.
Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Дирижер ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ
Московский камерный хор п/у Владимира Минина (4-6)
Капелла мальчиков п/у Нинели Камбург (4-6)
Государственная академическая русская хоровая капелла им. А.Юрлова.
Художественный руководитель - Юрий Ухов (7-16)
Солист - Константин Лисовский, тенор (7-16)
День первого исполнения
"Поэмы памяти Сергея Есенина" 31 мая 1956 года стал знаменательным
в истории русской культуры XX века. Именно это сочинение явило миру
гений Георгия Свиридова. До этого дня были двадцать лет творчества,
известность (всеобщее внимание привлекло уже первое сочинение двадцатилетнего
автора - цикл романсов на стихи Пушкина), мучительное изживание
влияния учителя, Дмитрия Шостаковича (в его классе в Ленинградской
консерватории Свиридов занимался в1937 - 1941). Не было - своей
Темы в искусстве. И именно в этот день Художник и Тема наконец-то
нашли друг друга.
В "Поэме памяти Сергея Есенина" сфокусирован основной
эстетический приоритет Свиридова - новый традиционализм. Музыка
Свиридова проста, иногда статична, но эта простота очень сложно
организована: традиционный музыкальный язык вбирает достижения музыки
XX века - сонорику и неофольклоризм. В пору увлечения наконец-то
разрешенным (хотя и дозированно) авангардом Свиридов шел против
течения - к естественной русской певческой (в широком смысле) интонации.
"Поэма" стала для Свиридова первым шагом вглубь национальной
традиции: впоследствии этот путь закономерно привел к абсолютному
отказу от "мирской" музыки: в поздний период творчества
(с начала 1980-х) композитор пишет исключительно в духовном жанре,
а интонационной основой его музыки становится знаменный распев.
В поэме десять номеров, и все они, так или иначе, проникнуты ностальгией
по "деревянной Руси" (название кантаты, также на стихи
Есенина). Замечательны две кульминации цикла - №№ 9 и 10. № 9 -
"Я - последний поэт деревни" - тихая печальная песнь из
сердечной глубины: значительность каждой ноты и фразы подчеркнуты
скупым оркестровым сопровождением (тоническая квинта). № 10 - "Небо
- как колокол…" - праздничный колокольный финал, в котором,
однако ощущается неоднозначное отношение автора к гибели старой
Руси.
Маленькая кантата "Снег идет" - едва ли не первое в русской
музыке обращение к стихам Бориса Пастернака - написана в 1965 году.
Она интересна прежде всего необычностью трактовки хора. Он у Свиридова
скорее носитель не смысла, собственно мелодической выразительности,
но краски. Например, в первой части ("Снег идет") он поет
всего лишь на двух повторяющихся нотах; в третьей части ("Ночь")
в партии хора и в оркестре также господствует стаккатный (отрывистый)
штрих.
"Маленький триптих" (1964) - одно из немногих сочинений
Свиридова для симфонического оркестра. Оно, тем не менее, прочно
связано с основной, "вокальной" линией его творчества.
Первая часть целиком построена на интонациях знаменного распева,
третья - один из символов музыки Свиридова - воскрешает образы русской
старины. Самая загадочная часть - вторая - навевает воспоминания
о суровой красоте, нависших громадах храмов, о кровавых страницах
русской истории.
Михаил Сегельман
|