VVCD
- 00068
 |
DDD 72.01
Александр Загоринский - виолончель
Алексей Шмитов - фортепиано
Ц.Франк. Соната для виолончели и фортепиано ля-мажор
О.Респиги. Адажио с вариациями для виолончели и фортепиано си-мажор
М.Регер. Сюита для виолончели, ор. 131 ля-минор
К.Дебюсси. Соната для виолончели и фортепиано ре-минор
Время звучания: 72.01
Запись: 1993 (1-8), 1994 (9-11)
Звукоинженер: Г.Каретников (1-4, 9-11); А.Волков (5-8)
Александр Загоринский родился в Москве в 1962 г., окончил Московскую
консерваторию (1986 г) и аспирантуру (1988 г.) по классу профессора
Н.Н.Шаховской. Лауреат международных конкурсов, солист Московской
филармонии, Заслуженный артист РФ, преподаёт в Российской академии
музыки им. Гнесиных. Ведёт активную концертную деятельность в России
и за рубежом. Записал более десяти компакт-дисков.
Алексей Шмитов окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по
классу фортепиано у профессора Татьяны Николаевой, по классу органа
у профессора Ройзмана. Лауреат международного конкурса, профессор
Дамасской консерватории по классу органа и клавесина. Выпустил несколько
дисков органной музыки.
Кризис " романтической интонации" и поиск
новой объективности - одна из центральных художественных и эстетических
проблем европейской музыки рубежа XIX-XX вв. Из множества решений
самое типичное, пожалуй, - построение собственного стиля по принципу
"лоскутного одеяла", выращивание собственного нового из
множества разнонаправленных влияний.
Пример - Соната Сезара Франка.Соната Франка - классическое выражение
его стиля, сочетающего "французское" изящество с "немецкой
глубиной". Форма сонаты (четырехчастность, трактованая как большая
двухчастность, где "легкие" первая и третья часть - своеобразные
прелюдии к "тяжелым" второй и четвертой) - романтическое
претворение принципов циклической формы Баха; в музыкальном языке
сильно влияние Брамса, Вагнера и Листа. Использование монотематического
принципа (сквозные темы, преодолевающие границы частей произведения)
типично для музыкального романтизма. Наконец, песенная тема финала,
целиком (редчайший случай!) изложенная в форме канона, - дань традициям
старых мастеров.
Адажио с вариациями Респиги и Сюита для виолончели соло Регера и Виолончельная
соната Дебюсси - воплощение другой важнейшей тенденции рубежа веков,
- ретроспективности, воспоминания о прошлом национальной культуры.
Сюита Регера (1915) воскрешает традицию сочинений для сольного струнного
инструмента, апофеоз которой - в искусстве Баха. Гармония интеллектуальной
и эмоциональной сфер (своего рода интелектуально-эмоциональная дисциплина),
опора на традиционные жанры инструментальной музыки - качества музыки
Макса Регера, заставляющие вспомнить о его великом предшественнике.
Похожим путем идет Респиги. Его Адажио - своего рода проекция итальянского
средневековья и Возрождения на искусство XX века. Использование так
называемой "модальной" (основанной на натуральных звукорядах)
гармонии и мелодии придает вариациям несколько "холодный",
отстраненный и "старинный" колорит (поразительный контраст
со звукописью "Фонтанов Рима").
Виолончельная соната Клода Дебюсси - поздний шедевр мастера (1915)
- также имеет ясную ретроспективную идею. Произведение предполагалось
частью большого цикла из шести сонат для различных инструментов (из
них окончены лишь три). Импульсом для Дебюсси стала музыка Франсуа-Великого
(Куперена) и Рамо (конец XVII- начало XVIII вв.).
Экономность выразительных средств и афористичность, своего рода конспективность
изложения - пожалуй, главные особенности сонаты (продолжительность
ее звучания - примерно 10 минут). Заголовки частей сонаты - Пролог,
Серенада и Финал.
Воссоздание музыкальной старины - одна из важнейших сторон сонаты.
Другая - современность, воплощенная у композитора в жанровом ключе,
через излюбленный образ Пьеро (вторая часть). Образ Пьеро проходит
сквозь все творчество Дебюсси, его истоки - в музыке Шумана. На сей
раз Пьеро - усталый грустный клоун, чьи радость и скорбь одинаково
фальшивы. Еще один жанровый аспект - отчетливый испанский колорит
(в темах второй части и, особенно, финала).
Михаил Сегельман
|