VVCD
- 00070
|
ADD 73.51
Наследие Марии Юдиной
Том 2
Композиторы
ХХ века -Кшенек, Стравинский, Барток, Хиндемит
Сочинения, вошедшие в этот диск, записаны Юдиной в годы, когда
после тридцатилетия полной изоляции окно в мир начало приоткрываться.
Для Марии Вениаминовны словно наступила вторая молодость. Она ведёт
активную переписку с известными деятелями западного музыкального
авангарда. П.П.Сувчинский, И.Ф.Стравинский, А.Жоливе, П.Булез, К.Штокгаузен,
Л.Ноно и многие другие становятся её эпистолярными друзьями, присылают
ей книги по серийной технике, партитуры, клавиры. Ослеплённая и
увлечённая богатством открывшегося ей мира, она выносила на суд
публики десятки новых сочинений Веберна, Онеггера, Кшенека, Хиндемита,
Бартока, Мартину, Стравинского и Волконского. Интерпретации этих
сочинений создавались Юдиной в годы высочайшего расцвета всех её
духовных и творческих сил, Её исполнительство тех лет - это вдохновенный
манифест новой исполнительской школы. В них нашли воплощение новые
критерии красоты, новое акустическое понимание звука, его содержания,
энергии, иное отношение к тембрам, новое значение ритмической полифонии,
ритма с его формообразующей силой.
Соната Кшенека № 2, ор.59
(1928). В исполнении Юдиной поражает абсолютное владение материалом,
свобода, импровизационность, непредсказуемость и - убедительность,
способность к мгновенным переменам во внутреннем состоянии и в характере
прикосновения к инструменту: вот - порыв, энергия, резкая угловатость
вступления и главной темы 1 части, вот - нарочито грубоватый, размашистый
"мазок" в марше 2 части, и тут же - глубокая мечтательность,
неожиданный лирический поворот, всё смягчается, истаивает. В Финале,
сыгранном предельно виртуозно, с потрясающе ясной артикуляцией,
пленяют моменты тишины, какой-то классической, бетховенской гармоничности.
К Стравинскому отношение Юдиной было совершенно особенным. "Над
всеми высится снежная вершина Стравинского",- восклицала она.
Он представлялся ей неким символом исконно русского и в то же время
всемирного гения, которого во что бы то ни стало следовало вернуть
России. "Какое чудо - этот человек, - писала она. - "Серенаду"
учу и безмерно наслаждаюсь."
Юдинские интерпретации Сонаты 1924 года и Серенады A Dur 1925 года
захватывают с первых же звуков - так велика исходящая от них энергия,
так притягательна неостановимость ритмического движения, непоколебимо
устойчивого в Сонате (1 и 3 части) и какого-то стихийного, как бы
произвольного, в Серенаде (вступление и заключение во 2 части и
3 часть)! Как естественно и остроумно звучат у Юдиной эти ассиметричные
внезапные акценты, как прекрасны неожиданные, "зависающие"
цезуры, тоже как бы несвоевременные!
Несомненными шедеврами являются обе медленные части: Adagietto в
Сонате и Romanza в Серенаде - какая возвышенность, нежность, хрупкость
и исповедальность!
К Бартоку Юдина обратилась впервые лишь в 1961 году. "Я им
не занималась раньше, его - какое-то пророческое - лицо мне заслонял
чуждый мне венгерский фольклор. Теперь я им буквально подавлена",
- писала она П.П. Сувчинскому. Пьесы из цикла для детей "Микрокосмос"
(1926-1939) под её руками приобретают масштаб необычайно серьёзных,
глубоких и одухотворённых поэм. Её фантазию нисколько не сковывают
микроскопические размеры пьесок. Везде поражает тонкая нюансировка
мелодии, которую она творит из диссонансов (малые и большие секунды,
септимы), интонационное богатство, красочность. Пьеса № 145 "Хроматическая
инвенция" имеет у Бартока две версии, которые, согласно указанию
автора, могут быть исполнены одновременно на двух роялях, как это
и происходит в данной записи.
Особенно нежное отношение испытывала Юдина к Хиндемиту, с которым
встречалась ещё в 1927 году и даже играла для него. Называла она
его всегда ласково: "Хиндемитик". В её современный репертуар,
складывавшийся в последнее десятилетие жизни, входило, помимо прочего,
огромное количество его камерных сонат с различными инструментами,
которые она безумно любила и играла с громадным энтузиазмом. Партнёрами
её были, как правило, совсем молодые музыканты. Вот и мне, автору
этих строк, тогда ещё студентке Института имени Гнесиных, выпало
огромное счастье играть в ансамбле с Марией Вениаминовной Сонату
для 2-х фортепиано, 1942 года. Играя с ней бок о бок, участвуя в
создании интерпретации этой праздничной музыки, я, заражённая восторгом
и любовью, на какие-то мгновения словно сливалась с Марией Вениаминовной
в одно целое. И тогда обострялись слух и зрение, и передо мной открывались
сияющие бездны её мудрой и высокой души, души гениального музыканта.
Интерпретация этой Сонаты, необычайно светлая, конструктивно ясная,
полна оптимизма и неиссякаемой молодости духа.
Марина Дроздова, ученица и друг М.Юдиной.
Время звучания 73.51
Фотографии Марии
Вениаминовны Юдиной для всех дисков серии - из личного архтва Александра
Кузнецова
|