VVCD
- 00071
 |
VVCD-00071
ADD 77.55
Наследие Марии Юдиной
Том 3
Иоганн Себастьян Бах
14 прелюдий и фуг
Хорошо темперированный клавир, том 2.
Мария Юдина воспринимала музыку
Баха в контексте христианской культуры. Интерпретируя Баха, она
не думала о чисто инструментальных проблемах, но об их музыкальном
и философском смысле. Художник "крайностей" (по выражению
Г.М.Когана), пылкий и страстный, шокирующий подчас своим смелым,
нетрадиционным прочтением классики, Юдина обнаруживает иные грани
своего таланта: здесь царят равновесие чувства и ума, предельная
строгость, аскетизм в выборе выразительных средств, объективность.
Она склоняет голову перед величием Гения, отдаётся его воле, а сама
- как субъект - присутствует минимально. Интерпретация завораживающей
силы, поразительной чистоты и конструктивной ясности рождается как
бы сама собой. "Когда она играла, то слово "исполнение"
казалось даже не вполне подходящим. Скорее это было действо",-
писал И.Белза.
Юдина, которая любит "высекать образ, сталкивая две глыбы,
два образа, как будто изваянные из противоположностей", почти
полностью отказывается здесь от контрастов (между Прелюдией и Фугой),
не меняя ни состояния, ни темпов, ни динамики, ни характера артикуляции
(за исключением двух первых циклов до мажор и до минор). Каждую
Прелюдию и фугу она трактует как единое целое, не содержащее конфликта,
не нуждающееся в противопоставлении. Более того, весь цикл в целом
звучит как единый поток сознания. И слушатель оказывается увлечённым
и вовлечённым в музыкальный процесс. Но, если привлечь свой слушательский
и исполнительский опыт, если повнимательнее вглядеться в текст,
то начинаешь понимать, что Юдина добивается этой удивительной цельности,
этого пленительного единообразия движения, как раз сильно меняя
темпы отдельных пьес в ту или иную сторону. Меняя по сравнению с
чем - возникает вопрос? Известно ведь, что у Баха нет темповых обозначений,
как, впрочем, и динамических. - Прежде всего, по сравнению с баховской
метрической записью, - ответим мы. Для примера возьмём лишь две
Прелюдии и Фуги: № 8 , ре-диез минор и № 11, фа мажор. В № 8 Прелюдия,
записанная 16-ми (4/4), звучит неожиданно медленно и распевно -
так, что восьмые Фуги оказываются довольно подвижными, меняя её
характер в сторону большей строгости и активности. Прелюдия естественно
перетекает в Фугу. Контраста нет. В № 11 - наоборот: спокойные восьмые
Прелюдии (при размере 3/2!) струятся у Юдиной лёгким, быстрым потоком,
таким образом, что триольные шестнадцатые Фуги ( размер 6/16) остаются
почти в том же темпе. И, хотя Фуга пленяет живостью и какой-то детской
резвостью, привычного контраста - как не бывало!
Нельзя обойти молчанием ещё одну важную деталь. Юдина избегает медленных
темпов (которые так любит!) как раз там, где их скорее всего ожидаешь.
Две Фуги типично хорального склада № 7 и № 9 Юдина играет весьма
подвижно, внутренне собранно, строго, шагом. Это скорее шествие,
чем торжественный хорал.
Марина Дроздова,
ученица и друг М.В.Юдиной
Фотографии для всех дисков серии "Наследие
Марии Юдиной" - из личного архива Александра Кузнецова
|