VVCD
- 00072
 |
ADD 73.13
Наследие Марии Юдиной
Том 4
Бетховен
Соната N 29 B Dur
Брамс
Интермеццо
Бетховен был одной из основ классического репертуара
Юдиной. Двадцать четыре сонаты, два концерта (Четвёртый и Пятый),
Фантазию для фортепиано, хора и оркестра, ор. 90, несколько вариационных
циклов она играла на протяжении своей почти полувековой артистической
деятельности. В его музыке прочитывала она трагический рисунок жизни
страждущего, ищущего духа, сливаясь с ним в печали и в радости.
Даже перед самым выходом на сцену она, по воспоминаниям близко наблюдавших
её музыкантов, восклицала, истово крестясь: "Боже, и зачем
только человек обрекает себя на такие муки!" Но сыграв два
первых возгласа-призыва, возгласа-обращения, отважно, мощно и легко,
забывала и волнение, и себя. Она заметила как-то, что "Бетховен
писал для всего человечества и носил в себе не только таковое, но
и весь космос" ( из черновиков Юдиной).
В записи, представленной на диске, больше всего, пожалуй, поражает
то, сколь естественно и непринуждённо разворачивается перед нами
панорама музыкальных событий. Безупречно чувствуя целое, Юдина создаёт
в то же время полное впечатление гениальной импровизации. В её исполнении
нет ничего застывшего, окончательного, непререкаемого, всё живёт
и дышит. В первой части, где в самой структуре заложена эта непредсказуемость,
она свободно и гибко пользуется темпом, очень убедительно делая
даже больше агогических отклонений, чем это предусмотрено автором.
Эмоциональным центром является 3-я часть, Adagio, полное пророческих
прозрений в будущее. Здесь Юдина - художник из этого будущего -
достигает подлинных вершин выразительности. Колоссальной духовной
и интеллектуальной энергией пронизано исполнение последней части,
Фуги, возникающей как бы из небытия - из зыбких очертаний Largo.
Мастерство и одновременно лёгкость, с которыми Юдина играет эту
Фугу, поразительны.
Значительное место в репертуаре Юдиной занимали
произведения Брамса. Она играла все три фортепианные сонаты, Вариации
на тему Генделя, Первый фортепианный концерт, множество интермеццо,
каприччио и других пьес. В конце жизни она больше всего обращалась
к его последним опусам - интермеццо. Её привлекали эти, как она
писала, "чеканные, соразмерно построенные подобия песен, элегий,
сонетов, гимнов, идиллий, где напряжение сердца или созерцание и
размышление ума неотделимы от интонационно-ритмической структуры,
как сияние света от звезды или благоухание от цветка".
Интермеццо в исполнении Юдиной - проникновенные монологи-исповеди,
в которых она открывала новые смысловые грани этих сочинений, поднимаясь
"до высот, не уступавших её прославленным исполнениям Баха
и концертов Моцарта, Hammerklavier'a Бетховена и 2-го концерта Прокофьева"
(Г.М.Коган). Нас поражает совершенное чувство формы, невероятное
колористическое богатство, пластика музыкальной фразы - непостижимый
"феномен Юдиной", вечная загадка гения, тайна его великого
искусства.
Marина Дrоздова
Ученица и друг М.Юдиной
Время звучания: 73.13
|