VVCD
- 00074
 |
ADD 71.31
Наследие Марии Юдиной
Том 6
Франц Шуберт. Соната N10 B-Dur
Роберт Шуман. Вещая птица (№7
из цикла "Лесные сцены", ор. 82)g-moll 3.09
Роберт Шуман. Фантастические отрывки, ор. 12
Исполнение Юдиной Шубертовской сонаты си-бемоль
мажор во многом необычно. Главная тема экспозиции, захватывающая
своей мятежной растревоженностью, прерывается зловещими трелями
в басу, которые она играет Forte, не следуя авторской ремарке pianissimo!
Этим сразу же создаётся предощущение назревающего драматического
конфликта. Далее, в разработке, тема, пускаясь в скитания, блуждает,
посещает "разные страны- тональности", претерпевает удивительные
метаморфозы, вызывая к жизни не менее удивительные композиционные
и колористические решения: рояль под руками пианистки творит чудеса!
Мелькнувшее в начале "виденье роковое" не забыто: напряжение
усиливается, драматизм достигает значительного накала.
В атмосферу глубоких элегических раздумий о жизни и смерти погружаемся
мы вместе с исполнительницей во 2-й части, в её крайних эпизодах,
звучащих приглушённо и сумрачно. Напряжение, внутренняя экспрессия
и здесь необычайно велики. И в среднем эпизоде, подчинённом идее
движения -вечный механизм бытия - в центре по-прежнему страдающий
человек, переживания которого прорываются у Юдиной необычайной мощью
звучания. Зато в 3-й и 4-й частях господствует светлое, беззаботное,
иногда почти бездумное настроение. Всё вокруг светлеет, боль отпускает.
После трагических страниц первых двух частей Юдина являет нам потрясающую
чистоту и наивность ощущений. Для их воплощения она находит редкие
краски, грациозные штрихи, обаятельную танцевальную пластику, не
пренебрегая и лёгкой юмористической интонацией. Но даже в эту последнюю
4-ю часть Мария Вениаминовна вносит значительный элемент драматизма,
который, тем не менее, не заслоняет её скерцозной основы. В целом
нетрадиционная интерпретация сонаты поражает богатством и новизной
идей и масштабом воплощения.
Из довольно большого числа сочинений Шумана, входивших в репертуар
Юдиной, записаны лишь цикл "Фантастических пьес" ор.12
и "Вещая птица" из "Лесных сцен". А ведь она
играла ещё Концерт, две сонаты -№ 2 и № 3, Танцы Давидсбюндлеров,
Симфонические этюды, Фантазию и Крейслериану!
"Вещая птица", несомненно, принадлежит к числу исполнительских
шедевров Юдиной. Это действительно какая-то "колдовская загадка
по воздействию её на душу". ( А.Д. Артоболевская, известный
педагог, ученица Марии Вениаминовны.) Благодаря особой манере звукоизвлечения,
необычайно точной, дискретной, благодаря графически чёткой фразировке,
своеобразной педализации Юдина как бы проецирует Шумана в будущее:
"Вещая птица" предсказывает Прокофьева и даже… Веберна.
В цикле "Фантастические пьесы", столь богатом романтическими
музыкальными образами, неистощимая фантазия Юдиной, звуковая и темпо-ритмическая,
раскрывается перед слушателем во всей полноте. Исполнение захватывает
яркой эмоциональностью ("Порыв", "Ночью"), полно
образных и динамических контрастов ("Причудливые образы"),
выразительных диалогов ( "Отчего?", "Басня").
Изумительна по настроению и трепетной, мерцающей звукописи первая
пьеса - "Вечером". А сoda - "Конец песни" -
проникновенный, возвышенный хорал, смысл которого - прощание.
И в этой интерпретации надо отметить нетрадиционное отношение к
звуку: здесь нет привычной напевности, романтической кантилены (
что часто ставили в вину Юдиной), округлости, гладкости фразы. Здесь
Юдина, художник двадцатого века, века Прокофьева, Стравинского и
Веберна, вслушивается в Шумана из будущего и, стирая границы времени
и условные стилистические рамки, создаёт новые формы, оставаясь
верной вечному духу музыки.
Марина Дроздова, ученица и друг М.В.Юдиной
Время звучания: 74.05
|