VVCD - 00074

ADD 71.31

Наследие Марии Юдиной
Том 6



Франц Шуберт. Соната N10 B-Dur
Роберт Шуман. Вещая птица (№7
из цикла "Лесные сцены", ор. 82)g-moll 3.09
Роберт Шуман. Фантастические отрывки, ор. 12

Исполнение Юдиной Шубертовской сонаты си-бемоль мажор во многом необычно. Главная тема экспозиции, захватывающая своей мятежной растревоженностью, прерывается зловещими трелями в басу, которые она играет Forte, не следуя авторской ремарке pianissimo! Этим сразу же создаётся предощущение назревающего драматического конфликта. Далее, в разработке, тема, пускаясь в скитания, блуждает, посещает "разные страны- тональности", претерпевает удивительные метаморфозы, вызывая к жизни не менее удивительные композиционные и колористические решения: рояль под руками пианистки творит чудеса! Мелькнувшее в начале "виденье роковое" не забыто: напряжение усиливается, драматизм достигает значительного накала.
В атмосферу глубоких элегических раздумий о жизни и смерти погружаемся мы вместе с исполнительницей во 2-й части, в её крайних эпизодах, звучащих приглушённо и сумрачно. Напряжение, внутренняя экспрессия и здесь необычайно велики. И в среднем эпизоде, подчинённом идее движения -вечный механизм бытия - в центре по-прежнему страдающий человек, переживания которого прорываются у Юдиной необычайной мощью звучания. Зато в 3-й и 4-й частях господствует светлое, беззаботное, иногда почти бездумное настроение. Всё вокруг светлеет, боль отпускает. После трагических страниц первых двух частей Юдина являет нам потрясающую чистоту и наивность ощущений. Для их воплощения она находит редкие краски, грациозные штрихи, обаятельную танцевальную пластику, не пренебрегая и лёгкой юмористической интонацией. Но даже в эту последнюю 4-ю часть Мария Вениаминовна вносит значительный элемент драматизма, который, тем не менее, не заслоняет её скерцозной основы. В целом нетрадиционная интерпретация сонаты поражает богатством и новизной идей и масштабом воплощения.
Из довольно большого числа сочинений Шумана, входивших в репертуар Юдиной, записаны лишь цикл "Фантастических пьес" ор.12 и "Вещая птица" из "Лесных сцен". А ведь она играла ещё Концерт, две сонаты -№ 2 и № 3, Танцы Давидсбюндлеров, Симфонические этюды, Фантазию и Крейслериану!
"Вещая птица", несомненно, принадлежит к числу исполнительских шедевров Юдиной. Это действительно какая-то "колдовская загадка по воздействию её на душу". ( А.Д. Артоболевская, известный педагог, ученица Марии Вениаминовны.) Благодаря особой манере звукоизвлечения, необычайно точной, дискретной, благодаря графически чёткой фразировке, своеобразной педализации Юдина как бы проецирует Шумана в будущее: "Вещая птица" предсказывает Прокофьева и даже… Веберна.
В цикле "Фантастические пьесы", столь богатом романтическими музыкальными образами, неистощимая фантазия Юдиной, звуковая и темпо-ритмическая, раскрывается перед слушателем во всей полноте. Исполнение захватывает яркой эмоциональностью ("Порыв", "Ночью"), полно образных и динамических контрастов ("Причудливые образы"), выразительных диалогов ( "Отчего?", "Басня"). Изумительна по настроению и трепетной, мерцающей звукописи первая пьеса - "Вечером". А сoda - "Конец песни" - проникновенный, возвышенный хорал, смысл которого - прощание.
И в этой интерпретации надо отметить нетрадиционное отношение к звуку: здесь нет привычной напевности, романтической кантилены ( что часто ставили в вину Юдиной), округлости, гладкости фразы. Здесь Юдина, художник двадцатого века, века Прокофьева, Стравинского и Веберна, вслушивается в Шумана из будущего и, стирая границы времени и условные стилистические рамки, создаёт новые формы, оставаясь верной вечному духу музыки.
Марина Дроздова, ученица и друг М.В.Юдиной

Время звучания: 74.05


 

 

 


 

 


Copyright © 2003"Виста Вера"