VVCD - 00076

ADD 74.02

Вадим Борисовский
Альт, виоль д'амур

 

Мировой союз альтистов!
Председатель - Борисовский!
Пауль Хиндемит
Берлин, 1927 г.

Вадим Васильевич в течение
долгого времени дарил меня своей
дружбой и добрым отношением ко
мне и к моей музыке. Для меня была
и есть большая радость от общения
с ним как с музыкантом огромного
таланта и большого мастерства, так и
с человеком большого сердца, громадной
общей культуры и всесторонней образо-
ванности. Если бы мне пришлось отвечать
на вопрос: "Что больше всего привлекает
меня в личности Борисовского?", - я бы
ответил: "Всё".
Дмитрий Шостакович
Москва, 1969 г.

Двадцатое столетие, особенно его первая половина, было для альтового искусства многообещающим. Это были годы становления и формирования исполнителей, резко изменивших репутацию альта, завоевавших для него право считаться сольным концертным инструментом. В России эта роль выпала на долю основателя советской альтовой школы, выдающегося солиста, педагога, мастера превосходных транскрипций Вадима Васильевича Борисовского.( 1900 - 1972 г.г. )
Начав свою учёбу как скрипач, в консерватории он увлекся звучанием альта и, поступив в класс Владимира Романовича Бакалейникова, стал единственным выпускником-альтистом. Ещё студентом он начал работать в различных московских
оркестрах и несколько лет возглавлял альтовую группу оркестра Большого театра. Определив, что альт - его жизненное призвание, Борисовский по окончании консерватории поставил перед собой триединую задачу - утвердить альт на концертной эстраде, воспитать учеников, в полной мере владеющих исполнительским мастерством, сформировать репертуар, способствующий развитию альтового искусства.
В 1922 году состоялось первое сольное выступление Борисовского в Малом зале консерватории, положившее начало его многолетней и плодотворной концертной деятельности. Блестящие исполнительские качества молодого альтиста - безупречное чувство стиля, тонкий художественный вкус, мощный, насыщенный, поистине царственный звук - получили признание у маститых музыкантов старшего поколения.
С ним выступали К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Е.. Бекман- Щербина и др.
Большое место в творческой деятельности Борисовского занимала виоль д'амур. Играть на этом инструменте он выучился самостоятельно в 1926 году, а в 1927 уже выступал с концертами в Москве и Ленинграде, исполняя как переложения, так и оригинальные сочинения.
Почти полвека преподавал Вадим Борисовский в Московской консерватории, воспитал плеяду выдающихся концертантов. Его ученики, а теперь уже ученики его учеников работают в ведущих оркестрах страны, занимаются педагогической деятельностью. Самые яркие альтовые произведения, созданные в 20-м веке, посвящены либо самому Борисовскому, либо его ученикам - это произведения Василенко, Крюкова, Вайнберга, Хачатуряна, Шостаковича, Денисова, Шнитке, Канчели, Щедрина. Транскрипции музыкальной классики, сделанные Борисовским (их около двухсот), исполняются во всём мире.
Особая страница в исполнительстве Борисовского - деятельность Государственного квартета имени Бетховена, где Борисовский проработал свыше сорока лет. Художественный уровень коллектива - результат гармонии сольных и ансамблевых устремлений выдающихся музыкантов. Уникальный случай в истории музыки: Д.Д. Шостакович посвятил по квартету каждому "бетховенцу", Вадиму Борисовскому - знаменитый Тринадцатый.
"Художественные артистические достоинства этого замечательного музыканта могли служить высоким образцом для наших молодых исполнителей. Он был не только отличным артистом, он был музыкантом высокой культуры" ( Д.Д.Шостакович).
Станислав Понятовский

1 Л.Т.Миландр - Л.Вефельгем. Анданте и менуэт. 8.10
2 Ж.П.Мартини (1741-1816)-Л.Вефельгем. Радость любви. 5.07
3 Тибо IV(1201-1253)-В.Борисовский.Песнь о розе (слова Г.Делорие). 6.12
4 И.Брамс(1833-1897). Тайное желание для голоса, альта
и фортепиано, соч. 91. Слова Ф.Рюккерта. 6.27
5 Ф.Шуберт(1797-1828) -В.Борисовский. Экспромт соль мажор, соч. 90, № 3. 5.18
М.Глинка (1804-1857). Соната для альта и ф-но ре минор
(неоконченная).Редакция В.Борисовского
6 Allegro moderato 8.32
7 Largetto ma non troppo 8.21
8 П.Булахов (1792-1835) - В.Борисовский. Баркарола для двух альтов
и фортепиано. 3.03
9 П.Чайковский (1840-1893)- В.Борисовский. Страстное признание 3.38
10 С.Прокофьев (1891-1953)-В.Борисовский. Сцена у балкона из балета
"Ромео и Джульетта" 6.06
Х.Турина (1882-1949). Андалузские сцены для альта, ф-но и струнного квартета
11. Вечерние сумерки 6.30
12 Серенада "У окна". 6.33

Время звучания 74.02

В.Борисовский, альт (4-11), виоль д'амур (1-3)
М.Тэриан, альт (8)
Н.Александрийская, меццо сопрано (3,4)
А.Гольденвейзер, ф-но (6,7)
Б.Жилинский, ф-но (5,8,9)
Г.Орентлихер, ф-но (3)
М.Неменова-Лунц, ф-но (1,2)
А.Левина, ф-но (10,11)
Квартет им. Бородина (В.Дубинский, Я.Александров, Д.Шебалин, В.Берлинский)

Запись: 1950 (6-9); 1951 (1-5; 10); запись по трансляции из Малого зала МГК 12.01.1956 (11-12).



 

 

 


 

 


Copyright © 2005 Виста Вера