VVCD
- 00076
 |
ADD 74.02
Вадим Борисовский
Альт, виоль д'амур

Мировой союз альтистов!
Председатель - Борисовский!
Пауль Хиндемит
Берлин, 1927 г.
Вадим Васильевич
в течение
долгого времени дарил меня своей
дружбой и добрым отношением ко
мне и к моей музыке. Для меня была
и есть большая радость от общения
с ним как с музыкантом огромного
таланта и большого мастерства, так и
с человеком большого сердца, громадной
общей культуры и всесторонней образо-
ванности. Если бы мне пришлось отвечать
на вопрос: "Что больше всего привлекает
меня в личности Борисовского?", - я бы
ответил: "Всё".
Дмитрий Шостакович
Москва, 1969 г.
Двадцатое столетие, особенно его первая половина,
было для альтового искусства многообещающим. Это были годы становления
и формирования исполнителей, резко изменивших репутацию альта, завоевавших
для него право считаться сольным концертным инструментом. В России
эта роль выпала на долю основателя советской альтовой школы, выдающегося
солиста, педагога, мастера превосходных транскрипций Вадима Васильевича
Борисовского.( 1900 - 1972 г.г. )
Начав свою учёбу как скрипач, в консерватории он увлекся звучанием
альта и, поступив в класс Владимира Романовича Бакалейникова, стал
единственным выпускником-альтистом. Ещё студентом он начал работать
в различных московских
оркестрах и несколько лет возглавлял альтовую группу оркестра Большого
театра. Определив, что альт - его жизненное призвание, Борисовский
по окончании консерватории поставил перед собой триединую задачу
- утвердить альт на концертной эстраде, воспитать учеников, в полной
мере владеющих исполнительским мастерством, сформировать репертуар,
способствующий развитию альтового искусства.
В 1922 году состоялось первое сольное выступление Борисовского в
Малом зале консерватории, положившее начало его многолетней и плодотворной
концертной деятельности. Блестящие исполнительские качества молодого
альтиста - безупречное чувство стиля, тонкий художественный вкус,
мощный, насыщенный, поистине царственный звук - получили признание
у маститых музыкантов старшего поколения.
С ним выступали К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Е.. Бекман- Щербина
и др.
Большое место в творческой деятельности Борисовского занимала виоль
д'амур. Играть на этом инструменте он выучился самостоятельно в
1926 году, а в 1927 уже выступал с концертами в Москве и Ленинграде,
исполняя как переложения, так и оригинальные сочинения.
Почти полвека преподавал Вадим Борисовский в Московской консерватории,
воспитал плеяду выдающихся концертантов. Его ученики, а теперь уже
ученики его учеников работают в ведущих оркестрах страны, занимаются
педагогической деятельностью. Самые яркие альтовые произведения,
созданные в 20-м веке, посвящены либо самому Борисовскому, либо
его ученикам - это произведения Василенко, Крюкова, Вайнберга, Хачатуряна,
Шостаковича, Денисова, Шнитке, Канчели, Щедрина. Транскрипции музыкальной
классики, сделанные Борисовским (их около двухсот), исполняются
во всём мире.
Особая страница в исполнительстве Борисовского - деятельность Государственного
квартета имени Бетховена, где Борисовский проработал свыше сорока
лет. Художественный уровень коллектива - результат гармонии сольных
и ансамблевых устремлений выдающихся музыкантов. Уникальный случай
в истории музыки: Д.Д. Шостакович посвятил по квартету каждому "бетховенцу",
Вадиму Борисовскому - знаменитый Тринадцатый.
"Художественные артистические достоинства этого замечательного
музыканта могли служить высоким образцом для наших молодых исполнителей.
Он был не только отличным артистом, он был музыкантом высокой культуры"
( Д.Д.Шостакович).
Станислав Понятовский
1 Л.Т.Миландр - Л.Вефельгем. Анданте и менуэт.
8.10
2 Ж.П.Мартини (1741-1816)-Л.Вефельгем. Радость любви. 5.07
3 Тибо IV(1201-1253)-В.Борисовский.Песнь о розе (слова Г.Делорие).
6.12
4 И.Брамс(1833-1897). Тайное желание для голоса, альта
и фортепиано, соч. 91. Слова Ф.Рюккерта. 6.27
5 Ф.Шуберт(1797-1828) -В.Борисовский. Экспромт соль мажор, соч.
90, № 3. 5.18
М.Глинка (1804-1857). Соната для альта и ф-но ре минор
(неоконченная).Редакция В.Борисовского
6 Allegro moderato 8.32
7 Largetto ma non troppo 8.21
8 П.Булахов (1792-1835) - В.Борисовский. Баркарола для двух альтов
и фортепиано. 3.03
9 П.Чайковский (1840-1893)- В.Борисовский. Страстное признание 3.38
10 С.Прокофьев (1891-1953)-В.Борисовский. Сцена у балкона из балета
"Ромео и Джульетта" 6.06
Х.Турина (1882-1949). Андалузские сцены для альта, ф-но и струнного
квартета
11. Вечерние сумерки 6.30
12 Серенада "У окна". 6.33
Время звучания 74.02
В.Борисовский, альт (4-11), виоль д'амур (1-3)
М.Тэриан, альт (8)
Н.Александрийская, меццо сопрано (3,4)
А.Гольденвейзер, ф-но (6,7)
Б.Жилинский, ф-но (5,8,9)
Г.Орентлихер, ф-но (3)
М.Неменова-Лунц, ф-но (1,2)
А.Левина, ф-но (10,11)
Квартет им. Бородина (В.Дубинский, Я.Александров, Д.Шебалин, В.Берлинский)
Запись: 1950 (6-9); 1951 (1-5; 10); запись по трансляции из Малого
зала МГК 12.01.1956 (11-12).
|