VVCD - 00082

DDD 56.49
Cергей Танеев
Симфония N2
Увертюра к опере "Орестея"
Речитатив и ариозо Клитемнестры из оперы "Орестея"
"Храм Аполлона в Дельфах" - антракт ко 2-й картине 3 части оперы "Орестея"

Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Дирижер ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ
Солистка Ирина Богачева (сопрано)



Cочинение неоконченной Второй симфонии С.И. Танеева относится к лету 1877 года. В конце того же года первая часть была сыграна на репетиции к концерту Русского музыкального общества (дирижировал Н. Рубинштейн). Сочинение не имело успеха: вероятно, именно поэтому Танеев более к нему не
возвращался. Впрочем, весь материал симфонии обсуждался во время
занятий с П.И.Чайковским.
В 1974 году по сохранившимся наброскам симфонию завершил композитор
Владимир Блок.
Вторая - попытка создания эпической русской симфонии. В первой - и лучшей части симфонии (ее высоко ценил Чайковский) - Танеев нащупывает контраст волевого и отстраненно-лирического наклонений, впоследствии характерный для симфоний Глазунова (особенно знаменитой Пятой).
В 1882 году Танеев задумал оперную трилогию (фактически оперу в
трех больших частях) "Орестея"; по Эсхилу. Между замыслом
и его воплощением прошло двенадцать лет. В пору увлечения неслыханными
стилями и сюжетами Танеев искал и нашел свой идеал в древнегреческой
трагедии, возвышенных, благородных, философски-обобщенных страстях,
- и в оперном искусстве прошлого, прежде всего Глюка. Результат
-практически единодушное неприятие сочинения критикой (его называли
"неестественным анахронзмом";"академическим ужасом".Парадокс,- идя "против течения", Танеев предвосхитил поворот к античности, ораториальности в искусстве XX века (у Стравинского, Онеггера, Мийо).Наиболее популярные симфонические фрагменты оперы - масштабная увертюра
и антракт "Храм Аполлона в Дельфах" - объединены темой
Аполлона. Именно антракт пользовался наибольшим успехом во время
первой постановки оперы 17 октября 1895 года в Петербурге. Необыкновенная
в своей величавости картина воплощена посредством замечательных
оркестровых контрастов - медных инструментов и высоких струнных
с арфой.
Михаил Сегельман

Время звучания 56.49


 

 

 


 

 


Copyright © 2003"Виста Вера"