VVCD
- 00083
 |
DDD 73.16
Роберт Шуман.
Увертюра к драматической поэме Дж. Байрона "Манфред"
Симфония N 2.
Феликс Мендельсон
Концерт для скрипки с оркестром e-moll.
Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Дирижер ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ
Андрей Корсаков, скрипка
1840-е годы стали "симфоническим"
десятилетием творчества Шумана. В фортепианных циклах 1830-х композитор
совершил главные (в исторической перспективе) свои художественные
открытия: индивидуальная "психологическая форма" каждый
раз воплощалась в единственной в своем роде, созданной "по
случаю", структуре. Гениальному музыкальному новеллисту, умевшему
"остановить музыкальное мгновение", равно как и ткать
из этих мгновений причудливую нить повествования, теперь предстояло
освоить жанр музыкального романа - симфонии.
В противовес инструментальному, в симфоническом творчестве Шуман
адаптирует форму классической четырехчастной симфонии. Более объективными
и типичными становятся и сами темы, и их соотношения, и архитектоника
частей сонатного цикла. В ряде случаев (например, в Четвертой симфонии)
композитору удается "влить новое вино в старые мехи":
свободно текущая музыкальная мысль существует в строгих формальных
рамках (именно это свойство шумановского симфонического творчества
глубоко воспринял и развил Иоганнес Брамс).
Вторую симфонию Шуман закончил в 1846 году, на "выходе"
из тяжелейшего приступа душевного заболевания (в конце концов сведшего
его в могилу). "Это было словно сопротивление духа, с помощью
которого я пытался победить мое состояние. Первая часть полна этой
борьбы и по своему характеру очень переменчива", - писал композитор.
Общая концепция симфонии - героико-эпическая и несколько "бетховенская".
Впрочем, колорит скерцо близок скорее музыке современника и друга
Шумана, Феликса Мендельсона. Рискнем сказать, однако, что три из
четырех частей симфонии - хорошая немецкая музыка вообще; но медленная,
третья, - шедевр лирики Шумана, его вдохновенное послание музыкальному
человечеству. В этой музыке словно оживает дух И.С. Баха: некоторые
исследователи видят генезис темы Adagio в Сонате (Трио) "Музыкального
приношения". Важнее, однако, не конкретное сходство: баховская
скорбь (знакомый мотив "креста") превращается в тихую,
блаженную шумановскую печаль.
В противовес симфонии, в которой, по выражению Даниэля Житомирского,
Шуман "не всегда мог, что хотел", Увертюра к "Манфреду"
- одно из главных достижений не только его творчества, но и романтической
музыки вообще. Развивая традиции программной увертюры Бетховена
(увертюры к драмам "Эгмонт" и "Кориолан"), Шуман,
на основе тонкой лейтмотивной работы, создает поэмную форму, пронизанную
единым течением чувства и мысли. Контраст драматического (Манфред)
и лирического (Астарта) элементов произрастает из единого корня.
Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона - едва ли не главное
сочинение в этом жанре во всей музыкальной истории. Великолепный
скрипач, Мендельсон поначалу сомневался в виртуозной "выигрышности"
концерта. Он обратился за помощью к своему другу, скрипачу-виртуозу
Фердинанду Давиду. В конце концов, результат превзошел все ожидания.
Ясность формы, великолепный баланс сольной и оркестровой партий,
неисчерпаемая мелодическая щедрость (даже в связке между медленной
второй частью и финалом Мендельсон сочинил прекрасную элегическую
тему) вознесли сочинение на вершину музыкального Олимпа, где он
пребывает и поныне. Михаил Сегельман
Время звучания 73.16
|