VVCD - 00084

ADD 76.33

Наследие Марии Юдиной
Том 10


Сергей Танеев
Квартет E-Dur для фортепиано, скрипки, альта и виолончели, op.20.
Квинтет g-moll для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели, op.30

Мария Юдина, фортепиано

Квартет имени Бетховена: Д.Цыганов (скрипка), В.Ширинский (скрипка), В.Борисовский (альт), С.Ширинский (виолончель)

"Она была моя прихожанка, и мы с ней многие часы проводили вместе, в дороге, когда я ходил по больным, а она, со своей клюшкой и в своем знаменитом черном балахоне, упорно со мной ходила, не отставая. Это был человек исключительно глубокий, тонкий и умный, несмотря на внешнюю эксцентричность и стремление немножко юродствовать".
Отец Александр Мень


Мария Юдина - философ, скульптор, поэт, пророк, изъяснявшийся звуками фортепиано. Она - глубоко верующий нонконформист - быть может, самое неожиданное воплощение тезиса ненавидимого и чуждого ей марксизма о свободе как осознанной необходимости.
"Внешняя" и "внутренняя" биографии Юдиной несхожи, как день и ночь. Рождение в 1899 в городе Невеле, Псковской области. Учеба в Петроградской консерватории и ее окончание в 1921 году (класс Леонида Николаева), и одновременно - в Петроградском университете (историко-философский факультет). Служба в Петроградской (Ленинградской) (1921 - 1930), Тбилисской (1932 - 1934), Московской (1936 - 1951) консерваториях; Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (1944 - 1960). Смерть в 1970 году. Таков жизненный "пунктир" Юдиной.
"Другая" жизнь - это дружба с Михаилом Бахтиным, Павлом Флоренским, Мариной Цветаевой, Дмитрием Шостаковичем, Сергеем Прокофьевым, Борисом Пастернаком, Николаем Заболоцким; участие в философских кружках (в частности, посещение собраний Алексея Лосева); переписка с классиками послевоенного музыкального авангарда Штокхаузеном и Булезом; исполнение классиков авангарда довоенного - Шенберга, Берга, Веберна.
В этой другой жизни - письмо благодарному слушателю Иосифу Сталину, пожелавшему иметь пластинку с записью Двадцать третьего концерта для фортепиано с оркестром Моцарта, для чего эту запись спешно организовали - за одну ночь. Юдина благодарила его за присланную "материальную помощь": "Я буду молиться за Вас денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. Господь милостив, он простит. А деньги я отдам на ремонт церкви, в которую хожу". Это увольнение со всех мест работы - за пропаганду религии, поклонение чуждым нашему народу формалистам; это чтение стихов опального Пастернака с концертной эстрады; это потрясающие эссе о Брамсе и Мусоргском, рассматривающие музыку сквозь призму евангельских сюжетов.
Наконец, это записи и концерты. Необъятный репертуар Юдиной - от Баха до музыки XX века. При всем разнообразии имен, музыкальными богами современности были для нее Стравинский, Прокофьев, Шостакович.
Особого упоминания заслуживают достижения Юдиной в камерной музыке. Ее интерпретации Фортепианных квартетов Брамса (си-минор, с кларнетом), Танеева - открытие неизведанных глубин и невидимых горизонтов. При этом качество пианизма как такового столь высоко, что, перефразируя Шумана, лучший способ говорить о нем - молчать.
В современном мире искусства, зараженном "конкурсоманией", мире, где музыка зачастую превращается в "спорт высших достижений", а критерием качества становится количество нот на единицу времени, Юдина - высокий пример чистоты, осмысленности и совершенства.
Михаил Сегельман

"Великое искусство вечно, неизменно и неизбежно даёт проекцию в Будущее". Эти слова, принадлежащие выдающемуся музыканту, великой русской пианистке Марии Юдиной, можно сказать о ней самой, о её самобытном и значительном исполнительском творчестве. Созданные ею интерпретации сочинений - от Баха и Бетховена до Шостаковича и Стравинского, - несмотря, а может быть, и благодаря своей нетрадиционности, дерзновенности обладают и сегодня, даже в записи, удивительной притягательной силой, неслыханно раздвигая границы нашего восприятия. Юдина слышала творение композитора в широком историческом, философском и религиозном контексте, в контексте Вечности. Известный немецкий композитор Карл-Хайнц Штокхаузен писал, что артисты, подобные Юдиной, улавливают "звучание времени на расстоянии, оказывают огромное воздействие на современность и влияют на будущее". Всё это и выводит искусство Юдиной за рамки чисто исполнительского жанра, становясь явлением духовной культуры.
Марина Дроздова

Время звучания 76.33

 

 

 



Время звучания 76.33


 

 

 


 

 


Copyright © 2005"Виста Вера"