VVCD
- 00086
 |
DDD 53.51
Рихард Вагнер (1813-1883)
Оркестровые фрагменты из опер
Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Дирижер ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ

1 Увертюра к опере "Риенци" 13.12
2 "Полёт валькирий" из оперы "Валькирия" 4.01
3 Вступление и "Смерть Изольды" из оперы "Тристан
и Изольда" 16.01
4 "Шелест леса" из оперы "Зигфрид" 9.36
5 Траурный марш из оперы "Гибель богов" 7.33
6 Вступление к 3-му действию оперы "Лоэнгрин" 3.26
Время звучания: 53.51
Обложка: Максим Воробьёв. Дуб, раздробленный молнией, 1842.
Оперный творец, реформатор
музыкального театра, Рихард Вагнер не оставил равновеликих шедевров
в жанре симфонии, увертюры, или симфонической поэмы: единственное
исключение - увертюра к "Фаусту" (1840, 2-я редакция -
1855). Но масштаб оркестровых эпизодов опер, роль оркестра, цементирующего
разветвленную лейтмотивную ткань, глубина симфонического обобщения
- позволяют говорить о Вагнере как о крупнейшем симфонисте послебетховенского
периода. По мнению некоторых критиков и композиторов, именно симфонические
эпизоды и представляют главную ценность его опер.
Начатая в Риге и законченная в Париже, ранняя опера "Риенци"
(1838-1840) написана по роману Э. Бульвер-Литтона. Сюжет пятиактного
сочинения в духе "большой французской оперы" (в духе Гаспаро
Спонтини или Джакомо Мейербера) - борьба папского нотариуса, ставшего
вождем народа, против римских феодалов. Героическая линия переплетается
с любовной: сестра Риенци Ирена и её возлюбленный Адриано принадлежат
к враждующим лагерям (частый для подобных сочинений сюжетных ход;
хрестоматийный пример - "Гугеноты" Мейербера).
Лейтмотивной системы как таковой в опере нет; впрочем, некоторые
мотивы повторяются в важнейших эпизодах сочинения. Увертюра построена
на темах, так или иначе связанных с главным героем. За медленным
вступлением следует быстрый раздел в сонатной форме. Основные темы
воплощают в себе различные образные сферы сочинения. Хоры римлян
из финалов первых двух актов оперы (тема главной партии и одна из
тем заключительной; другая тема заключительной партии - также из
финала второго акта - в опере впервые звучит в "двухголосном
унисоне" Адриано и Ирены) - все это воплощение героики, решимости,
готовности к подвигу. Но тема молитвы Риенци (из пятого акта оперы),
господствующая во вступлении и затем становящаяся побочной партией
сонатной формы, - по выражению Бориса Левика, "совсем уже вагнеровская
мелодия", - отзовется в его зрелых операх (например, в теме
побочной партии увертюры "Нюрнбергских мейстерзингеров").
Вступление (антракт) к третьему акту оперы "Лоэнгрин"
(1845-48) - самая жизнерадостная страница этой оперы, вероятно,
первого настоящего шедевра композитора. Блеск, ослепительная торжественность
- яркий контраст одновременно с мрачным вторым актом оперы и с началом
ее вступления (бесплотная красота Грааля). Основное настроение фрагмента
воплощено в двух следующих непосредственно друг за другом темах,
обрамляющих форму. Тема среднего раздела продолжает маршевое движение,
однако "внешний" элемент несколько снимается; сохраняя
связь с темами основного раздела, она в то же время предвосхищает
тему свадебного хора-марша, в который "вливается" антракт.
По мнению Ромена Роллана, "Тристан и Изольда", "словно
высокая гора, возвышается над всеми остальными поэмами любви".
В либретто оперы использован сюжет старинного рыцарского романа
о великой любви между Тристаном и Изольдой, любви, пережившей их
смерть. Сюжет был популярен в литературе Средневековья, его обрабатывали
миннезингеры (в том числе и поэт XIII века Готфрид Страссбургский,
чей вариант лег в основу оперы). Старинная легенда отягощена в опере
философией Артура Шопенгауэра (заимствованной из его труда "Мир
как воля и представление"), а также личной историей Вагнера
- историей его любви к Матильде Везендонк (пять романсов на ее стихи
- своеобразные предварительные эскизы сочинения).
Опера Вагнера складывается из ряда сквозных сцен, переходящих одна
в другую (единственная цезура - между первым и вторым действиями).
Темы-лейтмотивы звучат преимущественно в оркестровой партии. Стиль
"Тристана…", по выражению Николая Римского-Корсакова,
- "обильное многоголосие, достигающее местами (…) поразительной
красоты и пластичности, (…) исключительно изысканный стиль, доведенный
до крайней степени напряженности".
Вступление оперы, в котором основные лейтмотивы ("томления",
"любовного взгляда", "чар любви", "восторга
любви") произрастают друг из друга - квинтэссенция стиля оперы.
"Круговая архитектоника" вступления (движение к кульминации
и затем к начальной точке) - отражение бесконечности страсти, бесплодности
любовного томления.
Вступление к опере часто исполняется в концертах с ее заключением
- эпизодом смерти Изольды (он существует также в фортепианном переложении
Франца Листа). Тысячей нитей - через финал первого акта, огромный
дуэт героев во втором - связаны два эти эпизода. В последнем господствует
лейтмотив "смерти в любви".
В 1874 году Вагнер закончил тетралогию "Кольцо Нибелунгов",
созданную на основе одноимённого германского эпоса, родственного
древнеисландской "Старшей Эдде". В общей сложности (с
перерывами) работа продолжалась около двадцати пяти лет. В 1876
году весь оперный цикл ("Золото Рейна", "Валькирия",
"Зигфрид", "Гибель богов") был поставлен в Байрёйте
как единое, длившееся не один вечер представление, - в специально
выстроенном для него театре.
"Кольцо" - это и кульминация симфонических тенденций творчества
Вагнера, о которых говорилось выше. Некоторые оркестровые эпизоды
стали хитами, музыкальными символами творчества композитора.
Третье действие "Валькирии" (второй оперы цикла) открывает
"Полет валькирий". "Что за грандиозная, чудная картина!
Так и рисуешь себе этих диких исполинок, с громом и треском летающих
по облакам на своих волшебных конях" (Петр Чайковский, письмо
к Надежде фон Мекк). На фоне пассажей и трелей струнных и деревянных
духовых (порывы ветра и вой бури), скачущих фигур фаготов и валторн
(топот коней) звучат, непрерывно разрастаясь, лейтмотив валькирий
(валторны) и их воинственный клич (в опере - в голосах певиц, однако
сам Вагнер предусмотрел возможность исполнения одним оркестром).
Симфоническая картина "Шелест леса" - основа второго акта
оперы "Зигфрид" (третьей в тетралогии). В опере музыка
картины рассредоточена по действию (проходит семь раз); в концертной
редакции все эпизоды собраны воедино. Трепетно-шелестящий, манящий
немецкий лес - "сквозной" образ немецкой народной поэзии
и романтической оперы (особенно сочинений Карла Марии Вебера). На
фоне колышущихся струнных звучат не только "природные"
лейтмотивы (любви Зигфрида к природе, или впервые появляющийся мотив
птички), но и лейтмотивы, воплощающие историю рода Вельзунгов (мотив
страдания Вельзунгов - отражения беспрестанных мечтаний Зигфрида
о матери), а также лейтмотив огня, предвосхищающий испытания Зигфрида.
Траурный марш из третьего акта оперы "Гибель богов" (традиционное
русское название финала тетралогии, более точный перевод - "закат
богов") по цельности и художественной убедительности можно
сравнить с траурным маршем "Героической" симфонии Бетховена.
Это, без преувеличения, трагическая кульминация "Кольца".
Шествие с телом Зигфрида - грандиозное обобщение тематического материала
тетралогии: "В темах марша словно проходит музыкальная родословная
героя: мотивы рода Вельзунгов- родителей Зигфрида, их любви и страдания,
мотивы меча, который извлек Зигмунд из ствола ясеня, мотив призывного
рода Зигфрида, его любви к Брунгильде" (Михаил Друскин). Всего
в марше двенадцать лейтмотивов: главные из них (помимо отмеченных
исследователем) - судьбы и смерти. Марш написан в свободной сонатной
форме со вступлением и заключением, причем логика его развития диктует
не традиционные буквальные повторы тем (лейтмотивов), но замену
их на другие, имеющие аналогичный драматургический смысл.
Михаил Сегельман
|