VVCD - 00088

 

ADD 73.51

Наследие Марии Юдиной
Том 12



Иоганн Себастьян Бах

6 прелюдий и фуг из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира"

1 Прелюдия ля мажор BWV-864 1.14
2 Фуга ля мажор BWV-864 2.21
3 Прелюдия ля минор BWV-865 0.59
4 Фуга ля минор BWV-865 4.12
5 Прелюдия си-бемоль мажор BWV-866 1.19
6 Фуга си-бемоль мажор BWV-866 1.43
7 Прелюдия си-бемоль минор BWV-867 3.07
8 Фуга си -бемоль минор BWV-867 3.32
9 Прелюдия си мажор BWV-868 0.55
10 Фуга си мажор BWV-868 1.42
11 Прелюдия си минор BWV-869 3.48
12 Фуга си минор BWV-869 8.39
Хроматическая фантазия и фуга ре минор BWV-903
13 Хроматическая фантазия 6.44
14 Фуга 4.21
Бах-Лист. Прелюдия и фуга ля минор (в оригинале - для органа) BWV-543
15 Прелюдия 3.25
16 Фуга 6.22
Бах. Соната для скрипки и клавира №3 ми мажор BWV-1016
17 Adagio 5.45
18 Allegro 2.36
19 Adagio 7.39
20 Allegro 3.16

Время звучания: 73.51

М.Козолупова, скрипка (16-19)
Запись: 1948 (13); 1950 (14-19); 1951-1955 (1-12)

Реставрация: Виста Вера, 2005.


Юдинские трактовки всегда оригинальны, в манере исполнения всё - неординарно: непривычны темпы, паузы, rubato, неожиданные замедления и ферматы - острые, не смягчённые окончания, проповедническая декларативность её исполнительства, феноменальное мастерство, кристальная ясность и честность её бескомпромиссной техники, виртуозное владение звуком - от глубокого, еле слышного пианиссимо до мощнейшего оркестрового фортиссимо, через сотни оттенков пиано и форте, всегда наполненных и говорящих. Её фразировка всегда точна, выпукла и выразительна (недаром самое частое её требование к ученикам было - "фразируй"). Какой поистине божественный праздник духа и эстетического наслаждения!
Совершенно уникальны записи произведений Баха! При всей строгости, почти пуританской суровости исполнения прелюдий и фуг (большинство из них выдерживается в одной динамике от начала до конца), при совершенно железной ритмике - такое феноменальное слышание и ведение всех голосов, такая кристально ясная артикуляция (задолго до потрясшего всех нас Гульда!). И при этом совершенная свобода в выразительности, подчёркнутость характера каждой прелюдии и каждой фуги, такая ясность в проведении тем, без обязательных "выделений", как говорил Г.Г.Нейгауз. Каким-то особым касанием задерживаются на слуху длинные ноты - без специального акцента.
Невероятно и прекрасно преображение звука от клавесинного в прелюдиях и фугах "Хорошо темперированного клавира" к органному в ля-минорной фуге Баха-Листа. Звук первого баса в прелюдии потрясает! Непонятно, откуда он возникает, но, взятый на меццо форте, он звучит как громовый Глас Божий! Все тембры органа - от звонких верхних регистров до глубоких, тяжёлых педальных, и в завершении фуги, в кульминации - открытая регистровая мощность всех органных труб и удвоений! Исполнение Юдиной конгениально самому произведению.
"Хроматическая фантазия и фуга" Баха в юдинском исполнении - один из её шедевров. Регистровка и артикуляция - клавесинные, но мощное концертное звучание ближе к органному. Суровые, властные пассажи открывают фантазию, свободное, импровизационное прелюдирование приводит к драматичным, скорбным речитативам, прерываемым мощными, не терпящими возражений аккордами. Тяжёлый шаг хроматической темы фуги (несение креста на Голгофу?) достигает всей своей силы и мощи в кульминации - в удвоенных басах и аккордах.
Слушать сейчас эти бесценные интерпретации, записанные в разные годы, в разных условиях, не всегда хорошо сохранившиеся технически и, что особенно важно - без визуального, почти гипнотического восприятия М.Юдиной за роялем - особенное, ни с чем не сравнимое ощущение!

Виктор Деревянко,
профессор,
директор инструментального департамента
Школы музыки им.Бухмана-Меты при Тель-Авивском университете,
ученик и друг М. Юдиной


 

 

 


 

 

 


 

 


Copyright © 2005"Виста Вера"