VVCD
- 00088
|
ADD 73.51
Наследие Марии Юдиной
Том 12
Иоганн Себастьян Бах
6 прелюдий и фуг из 1-го тома "Хорошо темперированного
клавира"
1 Прелюдия ля мажор BWV-864 1.14
2 Фуга ля мажор BWV-864 2.21
3 Прелюдия ля минор BWV-865 0.59
4 Фуга ля минор BWV-865 4.12
5 Прелюдия си-бемоль мажор BWV-866 1.19
6 Фуга си-бемоль мажор BWV-866 1.43
7 Прелюдия си-бемоль минор BWV-867 3.07
8 Фуга си -бемоль минор BWV-867 3.32
9 Прелюдия си мажор BWV-868 0.55
10 Фуга си мажор BWV-868 1.42
11 Прелюдия си минор BWV-869 3.48
12 Фуга си минор BWV-869 8.39
Хроматическая фантазия и фуга ре минор BWV-903
13 Хроматическая фантазия 6.44
14 Фуга 4.21
Бах-Лист. Прелюдия и фуга ля минор (в оригинале - для органа)
BWV-543
15 Прелюдия 3.25
16 Фуга 6.22
Бах. Соната для скрипки и клавира №3 ми мажор BWV-1016
17 Adagio 5.45
18 Allegro 2.36
19 Adagio 7.39
20 Allegro 3.16
Время звучания: 73.51
М.Козолупова, скрипка (16-19)
Запись: 1948 (13); 1950 (14-19); 1951-1955 (1-12)
Реставрация: Виста Вера, 2005.
Юдинские трактовки всегда
оригинальны, в манере исполнения всё - неординарно: непривычны темпы,
паузы, rubato, неожиданные замедления и ферматы - острые, не смягчённые
окончания, проповедническая декларативность её исполнительства,
феноменальное мастерство, кристальная ясность и честность её бескомпромиссной
техники, виртуозное владение звуком - от глубокого, еле слышного
пианиссимо до мощнейшего оркестрового фортиссимо, через сотни оттенков
пиано и форте, всегда наполненных и говорящих. Её фразировка всегда
точна, выпукла и выразительна (недаром самое частое её требование
к ученикам было - "фразируй"). Какой поистине божественный
праздник духа и эстетического наслаждения!
Совершенно уникальны записи произведений Баха! При всей строгости,
почти пуританской суровости исполнения прелюдий и фуг (большинство
из них выдерживается в одной динамике от начала до конца), при совершенно
железной ритмике - такое феноменальное слышание и ведение всех голосов,
такая кристально ясная артикуляция (задолго до потрясшего всех нас
Гульда!). И при этом совершенная свобода в выразительности, подчёркнутость
характера каждой прелюдии и каждой фуги, такая ясность в проведении
тем, без обязательных "выделений", как говорил Г.Г.Нейгауз.
Каким-то особым касанием задерживаются на слуху длинные ноты - без
специального акцента.
Невероятно и прекрасно преображение звука от клавесинного в прелюдиях
и фугах "Хорошо темперированного клавира" к органному
в ля-минорной фуге Баха-Листа. Звук первого баса в прелюдии потрясает!
Непонятно, откуда он возникает, но, взятый на меццо форте, он звучит
как громовый Глас Божий! Все тембры органа - от звонких верхних
регистров до глубоких, тяжёлых педальных, и в завершении фуги, в
кульминации - открытая регистровая мощность всех органных труб и
удвоений! Исполнение Юдиной конгениально самому произведению.
"Хроматическая фантазия и фуга" Баха в юдинском исполнении
- один из её шедевров. Регистровка и артикуляция - клавесинные,
но мощное концертное звучание ближе к органному. Суровые, властные
пассажи открывают фантазию, свободное, импровизационное прелюдирование
приводит к драматичным, скорбным речитативам, прерываемым мощными,
не терпящими возражений аккордами. Тяжёлый шаг хроматической темы
фуги (несение креста на Голгофу?) достигает всей своей силы и мощи
в кульминации - в удвоенных басах и аккордах.
Слушать сейчас эти бесценные интерпретации, записанные в разные
годы, в разных условиях, не всегда хорошо сохранившиеся технически
и, что особенно важно - без визуального, почти гипнотического восприятия
М.Юдиной за роялем - особенное, ни с чем не сравнимое ощущение!
Виктор Деревянко,
профессор,
директор инструментального департамента
Школы музыки им.Бухмана-Меты при Тель-Авивском университете,
ученик и друг М. Юдиной
|