VVCD
- 00089
 |
ADD 75.39
Александр Бахчиев
Фортепиано

С.Рахманинов (1873-1943)
Вариации на тему Шопена c-moll, соч. 22 26.57
Н.Метнер (1880-1951)
Три сказки, соч. 9
№1, f-moll 4.02
№ 2, C-Dur 2.30
№ 3, G-Dur 01.51
Четыре лирических фрагмента, соч. 23
№1, c-moll 3.08
№ 2, a-moll 2.58
№ 3, f-moll 01.51
№ 4, c-moll 02.06
"Русский хоровод" для двух фортепиано
E-Dur, соч. 58, № 1 6.58
"Странствующий рыцарь" для двух фортепиано c-moll, соч.
58, № 2 12.42
А.Лядов (1855-1914). Вальс E-Dur, соч. 57, № 2 01.051
А.Аренский (1861-1906).
Прелюдия a-moll, соч. 63, № 1 01.40
"Лесной ручей" G-Dur, соч. 36, № 15 04.11
В.Ребиков (1866-1920). Вальс из оперы "Ёлка" 02.48
Время звучания 75.39
Расцвет русской фортепианной
музыки, начавшийся на рубеже XIX - XX веков, связан с творчеством
музыкантов разных поколений - Аренского, Ляпунова, Танеева, Глазунова,
Лядова, Станчинского, Прокофьева и других, но в первую очередь,
с блестящей триадой композиторов-пианистов, выпускников Московской
консерватории - Рахманинова, Скрябина и Метнера.
Фортепианное творчество в России начала ХХ века поражает интенсивностью.
О его многообразии, об особенностях русского пианизма дают представление
сочинения Рахманинова, Метнера, Лядова, Аренского и Ребикова, записанные
на этом диске.
Вариации на тему до минор Ф. Шопена ор. 22 c-moll были написаны
Рахманиновым в 1903 году. В их основе - знаменитая Прелюдия № 20
Шопена, выдержанная в характере траурного марша. 22 вариации расположены
по принципу контраста - образного, темпового, ладового. Следуя традиции
русской музыки заканчивать вариационные циклы торжественными эпическими
картинами (вспомним финальную вариацию трио "Памяти великого
артиста" Чайковского, финал - полонез из его Третьей оркестровой
сюиты, финал фортепианных вариаций, ор. 72 Глазунова), Рахманинов
завершает цикл торжественным шествием-полонезом.
Фактуру Вариаций отличает замечательная пластичность, красочность
в сочетании с искусной полифонической работой; вся многослойная
фортепианная ткань "живет", словно исполнительский ансамбль.
Музыка Метнера представлена на диске сочинениями малых форм (Сказки.
Лирические фрагменты) и крупных (двухрояльные произведения написаны
в сонатных формах). Созданный Метнером жанр сказок для фортепиано
как нельзя лучше воплощает образный мир его музыки - лирически-сдержанной,
повествовательной. С оттенком ретроспективности.
"Русская хороводная" и "Странствующий рыцарь",
ор. 58, написанные в 1940 году, продолжают традиции сочинений для
двух фортепиано Аренского и Рахманинова. "Русская хороводная"
посвящена английской пианистке Эдне Айлз - ученице и другу Метнера;
в ансамбле с ней выступал автор. "Странствующий рыцарь"
(по свидетельству Метнера, рыцарь - не кто иной, как Дон-Кихот)
также посвящен исполнителям - известному фортепианному дуэту Витии
Вронской и Виктора Бабина. Партии primo и secondo в обоих сочинениях
равноправны. Тщательная проработка фактуры, равновесие в использовании
приемов гомофонного и полифонического письма, совершенство формы
ставят дуэты Метнера в один ряд с лучшими образцами музыки для 2-х
фортепиано.
В миниатюрах Аренского рояль звучит легко и элегантно. Поющая мелодия,
кружевные орнаменты пассажей - фортепианный стиль Аренского наследует
традиции Гуммеля, Фильда, Шопена.
Один из любимых жанров в русской фортепианной миниатюре со времен
Глинки - вальс - воплощен в программе в сочинениях Лядова и Ребикова.
Вальс, ор. 57 № 2 - светлый, поэтичный - отличают характерные для
композитора изысканность, изящество, ювелирная отделка музыкальной
ткани.
Вальс Ребикова из оперы "Ёлка", ор. 21, написанной в 1900
году по сказке Андерсена "Девочка со спичками" и рассказу
Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке", - одна из драматических
кульминаций оперы: звуки рояля через окно слышит бедная девочка,
замерзающая в новогоднюю ночь.
Елена Сорокина
Александр Бахчиев окончил Московскую консерваторию
и аспирантуру по классу профессора Льва Оборина. Лауреат Международного
фестиваля молодёжи в Берлине. Много гастролировал как солист и ансамблист
в СССР, странах Западной Европы, США, Канаде, Японии, Израиле. Играл
и записывался со многими дирижёрами, включая Карла Элиасберга, Кирилла
Кондрашина, Бориса Хайкина, Геннадия Рождественского… Издано более
100 пластинок и компакт-дисков с его записями. Его фонд записей
для радио - самый большой в России.
Его репертуар огромен - от музыки барокко до современных сочинений.
Ему посвятили свои произведения многие современные композиторы,
включая Софию Губайдулину, Ефрема Подгайца, Тимоти Мура (Великобритания),
Григория Фрида.
Александр Бахчиев - профессор Московской консерватории, Народный
артист РФ.
|