VVCD
- 00091
 |
ADD 51.24
Владимир Софроницкий
исполняет произведения Рахманинова

1 Прелюдия до диез минор, Op.3 №2 Lento 3.59
2 Прелюдия фа диез минор, Op. 23 № 1 Largo 3.12
3 Прелюдия ре мажор, Op. 23 № 4 Andante cantabile 4.48
4 Прелюдия ми бемоль мажор, Op. 23 № 6. Andantino 3.11
5 Прелюдия ми мажор, Op.32 № 3 Allegro vivace 2.42
6 Прелюдия соль мажор, Op. 32 № 5 Moderato 3.07
7 Прелюдия соль диез минор, Op. 32 № 12 Allegro 2.36
8 Музыкальный момент ми бемоль минор, Op. 16 № 2 Allegretto 3.10
9 Музыкальный момент cи минор, Op. 16 № 3 Andante cantabile 4.44
10 Музыкальный момент ре бемоль мажор, Op. 16 № 5 Adagio sostenuto
3.52
11 Этюд-картина до мажор, Op. 33 № 2 Allegro 2.24
12 Этюд-картина до диез минор, Op. 33 № 8 Grave 3.39
13 Этюд-картина си минор, Op. 39 № 4 Allegro assai 2.29
14 Этюд-картина ми бемоль минор, Op. 39 № 5 Appassionato 4.39
15 Этюд-картина ля минор, Op. 39 № 6 Allegro 2.45
Время звучания: 51.24
Запись: 1946 (2-5; 8-10); 1947 (12-13; 15); 1949 (1); 1951(11;
14); 1960 (6)
Редактор - Михаил Сегельман
Реставрация - "Виста Вера"
"Когда знакомишься с биографией Софроницкого,
невольно удивляешься необычности ее в сравнении с биографиями большинства
концертирующих артистов. Лишь однажды он гастролировал за пределами
Родины, почти всю жизнь прожил в своем родном Ленинграде, в послевоенные
годы - в Москве. Жизненный путь пианиста был прежде всего "биографией"
его искусства: непрерывным, все более глубоким проникновением в
смысл и красоту музыкальных сочинений, ставших неразлучными спутниками
его жизни, достижением все более совершенного их воплощения",-
писал пианист и историк фортепианного искусства Дмитрий Благой.
Действительно, титулы Софроницкого скромнее, чем у иных профессоров
Московской консерватории (прошлых и нынешних!),- заслуженный деятель
искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии 1943 года. Его "гастрольный
лист" исчерпывается двумя странами и одной датой (Польша, Франция,
1928)… Однако влияние его личности, духа при жизни артиста и после
нее уносится за далекий, невидимый и, надеемся, бесконечный горизонт.
Фундамент искусства Софроницкого был заложен в классе легендарного
ленинградского профессора Леонида Николаева. Несмотря на сложные
отношения и противоречивые высказывания ученика об учителе, в этом
сегодня нет сомнений. Николаев развивал природные способности и
склонности учеников, "вкладывая им в руки" разнообразный
репертуар. Характерно, что в одном и том же 1921 году из его класса,
наряду с Софроницким, вышла и Мария Юдина.
Каждый концерт, каждое выступление было для Софроницкого единственным
в своем роде актом творения музыки и - сотворчества композитору.Большинство
сохранившихся записей артиста - живые выступления в филармонических
залах, а также в музее-квартире Скрябина в Москве. Отношение музыканта
к звукозаписи характеризует его изменчивую, вечно ищущую натуру:
"Необычайно полезно самого себя слушать в граммофоне, это очень
много дает исполнителю". Вот почему многие записи, сделанные
в обстановке естественного музицирования, технически несовершенны.
Арбатский особняк был настоящим домом маэстро: здесь собиралась
его публика, здесь жил и умер (в 1915 году) его кумир, с которым
он был связан духовно и семейно (женой музыканта была одна из дочерей).
Скрябин в исполнении Софроницкого - главное послание пианиста музыкальному
человечеству: его интерпретации сонат (особенно поздних), поэм и
пьес едва ли не более аутентичны, чем авторские. Однако дух Скрябина
передан на основе соблюдения его буквы, поразительно тонкого и подробного
слышания музыкальной ткани.
Кроме Скрябина, репертуар Софроницкого включал в себя музыку разных
эпох; однако в его наследии ощущается "романтическая доминанта":
исполнение музыки Бетховена, Шуберта (особенно песни в фортепианной
обработке Листа), Шумана, Шопена, Листа, Рахманинова - среди выдающихся
художественных достижений музыканта.
Олег Черников
В традиционной иерархии жанров классико-романтической
эпохи симфония - вершина, высшая цель творца; инструментальная (в
том числе фортепианная) музыка, при всей своей важности, - подступ
к вершине, абрис, эскиз, лаборатория тематизма, образов и драматургии.
Иное у Сергея Рахманинова: фортепиано - Вселенная его искусства
- влияет на все остальные жанры (от камерных вокальных сочинений
до концерта и симфонии).
Подавляющее большинство фортепианных сочинений Рахманинова написаны
в русский период творчества (до 1917 года). За двадцать с небольшим
лет стиль композитора эволюционировал в сторону большей сложности
музыкального языка. Широкие, классико-романтические в своей основе
темы уступают место менее протяженным, в которых "природная"
собственно мелодическая выразительность часто существует в сложном
контексте ритма, гармонии, фактуры. В то же время, сохраняется константа
фортепианного стиля Рахманинова: широкое использование возможностей
самого инструмента - от "наивысшей утонченности" до "наивысшей
грандиозности" (термин принадлежит ровеснику и, во многом,
антиподу Рахманинова, Александру Скрябину). При этом в "наивысшей
утонченности" Рахманинова всегда чувствуются "плоть и
кровь", необыкновенная полнота и объемность.
Основные черты фортепианного стиля Рахманинова сформировались уже
в ранних фортепианных сочинениях, написанных до Второго концерта
(1900- 1901). Прелюдия до диез минор, соч.3 № 2, написанная в 1892
году (ее чрезмерная, в ущерб другим сочинениям, популярность долгое
время тяготила композитора), впервые соединяет два лика рахманиновской
трагедидийности: напряженная статика, выраженная через колокольный
звон (сквозной звуковой образ музыки Рахманинова),- и бурная "аппассионатность".
Шесть музыкальных моментов, соч. 16 (1897) - наиболее компактный
фортепианный цикл композитора. Варианты отмеченного в прелюдии до
диез минор звукового образа - Музыкальные моменты №№ 4 и 6 (ми минор
и до мажор). В обоих случаях "фигурационную пелену" прорезают
волевые фанфарные мотивы (проходящие через все творчество композитора).
Использование разных ладов придает отмеченному звуковому образу
контрастный двуединый смысл. Третья пьеса цикла (си минор) - один
из первых примеров траурно-медитативной лирики Рахманинова. Пятая
пьеса (ре бемоль мажор) - один из многих образцов "русского
ноктюрна", своего рода "одухотворенного пленэра".
Две серии прелюдий (десять в соч. 23 и тринадцать в соч. 32) вместе
с прелюдией cоч.3 составляют уникальный рахманиновский вариант романтического
цикла из 24 прелюдий. Очевидно, что в отличие от Шопена или Скрябина,
Рахманинов не задумывал фортепианный цикл. Первая тетрадь прелюдий
вышла в 1903, вторая - в 1910 году. По-видимому, случайность, что
все прелюдии первой тетради написаны в одной тональности; во второй
серии Рахманинов уже сознательно "достраивал" цикл до
"канонического".
Прелюдии Рахманинова - сверхцикл, энциклопедия его образов и тематизма.
Каждая прелюдия, вместе с тем, - абсолютно самостоятельная и масштабная
пьеса. Один из многочисленных и интереснейших аспектов содержания
прелюдий - изменяющийся облик рахманиновской лирики, особенно во
второй тетради. Здесь и новое свойство медитативности (импрессионистической,
как в прелюдии соль мажор, соч. 32 №5; вдохновленной "внеличностными"
интонациями знаменного распева, отражающими интерес к русскому средневековью,
духовной музыке, - как в прелюдии си минор, соч. 32 №10; пейзажная
звукопись, вдохновленная образами зимней дороги в русской музыке
и поэзии, - как в прелюдии соль-диез минор, соч.32 № 12, в которой
"звезды" Рахманинова и Скрябина, быть может, находятся
"в апогее"). Другая "сквозная" идея - диалога
эпох через жанр. Истоки некоторых прелюдий - в старинных танцах;
развитие - актуализация этого жанрового элемента, "врастание"
стилизованного языка в русло музыкальной современности ("менуэтная"
прелюдия ре минор, соч. 23 №3; прелюдия си бемоль минор, соч. 32
№ 2, в духе сицилианы).
Этюды-картины Рахманинова, во многом, - последние великие этюды
романтической музыки. Первая тетрадь (соч.33) закончена в 1911;
вторая (соч. 39) - в 1916 году. В первой тетради предполагалось
9 этюдов, но в первом издании вышло всего лишь 6: автографы этюдов
до минор и ре минор (ныне - соч.33, №№ 3 и 4) были найдены лишь
после смерти Рахманинова. Автограф первой редакции этюда ля минор
(ныне - соч. 39 № 6) до сих пор не найден: этюд предназначался для
первого издания, однако не был издан, а затем, в переработанном
виде, вошел во вторую тетрадь. В настоящее время этюды издаются
в следующем виде: 8 - в первой, 9 - во второй тетрадях.
Этюды-картины - уникальный перекресток традиций XIX и XX веков.
За немногими исключениями ("русский" этюд ми бемоль минор,
соч. 39 № 5 на аппассионатную, виолончельную по колориту протяженную
тему; отчасти этюды ми бемоль мажор и соль минор, соч.33, №№ 6 и
7), этюды-картины - новое качество тематизма Рахманинова, уникальный
синтез мелодии, гармонии и фактуры. Музыкальная ткань плотна; сложно
и взаимодействие ее пластов; тематические и регистровые взаимодействия
привносят в этюды оркестровый колорит. Неслучайно пять этюдов-картин
существуют в переложениях для оркестра Отторино Респиги (1879- 1936),
созданных по просьбе и благословению Рахманинова и вполне удовлетворивших
последнего в художественном отношении: "Позвольте мне, дорогой
маэстро, выразить все мое восхищение чудесным результатом Вашей
блестящей оркестровки. Особенно благодарю Вас за точное соответствие
оригиналу".
Михаил Сегельман
|