VVCD - 00091

ADD 51.24
Владимир Софроницкий
исполняет произведения Рахманинова

 

1 Прелюдия до диез минор, Op.3 №2 Lento 3.59
2 Прелюдия фа диез минор, Op. 23 № 1 Largo 3.12
3 Прелюдия ре мажор, Op. 23 № 4 Andante cantabile 4.48
4 Прелюдия ми бемоль мажор, Op. 23 № 6. Andantino 3.11
5 Прелюдия ми мажор, Op.32 № 3 Allegro vivace 2.42
6 Прелюдия соль мажор, Op. 32 № 5 Moderato 3.07
7 Прелюдия соль диез минор, Op. 32 № 12 Allegro 2.36
8 Музыкальный момент ми бемоль минор, Op. 16 № 2 Allegretto 3.10
9 Музыкальный момент cи минор, Op. 16 № 3 Andante cantabile 4.44
10 Музыкальный момент ре бемоль мажор, Op. 16 № 5 Adagio sostenuto 3.52
11 Этюд-картина до мажор, Op. 33 № 2 Allegro 2.24
12 Этюд-картина до диез минор, Op. 33 № 8 Grave 3.39
13 Этюд-картина си минор, Op. 39 № 4 Allegro assai 2.29
14 Этюд-картина ми бемоль минор, Op. 39 № 5 Appassionato 4.39
15 Этюд-картина ля минор, Op. 39 № 6 Allegro 2.45
Время звучания: 51.24

Запись: 1946 (2-5; 8-10); 1947 (12-13; 15); 1949 (1); 1951(11; 14); 1960 (6)
Редактор - Михаил Сегельман
Реставрация - "Виста Вера"

"Когда знакомишься с биографией Софроницкого, невольно удивляешься необычности ее в сравнении с биографиями большинства концертирующих артистов. Лишь однажды он гастролировал за пределами Родины, почти всю жизнь прожил в своем родном Ленинграде, в послевоенные годы - в Москве. Жизненный путь пианиста был прежде всего "биографией" его искусства: непрерывным, все более глубоким проникновением в смысл и красоту музыкальных сочинений, ставших неразлучными спутниками его жизни, достижением все более совершенного их воплощения",- писал пианист и историк фортепианного искусства Дмитрий Благой. Действительно, титулы Софроницкого скромнее, чем у иных профессоров Московской консерватории (прошлых и нынешних!),- заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии 1943 года. Его "гастрольный лист" исчерпывается двумя странами и одной датой (Польша, Франция, 1928)… Однако влияние его личности, духа при жизни артиста и после нее уносится за далекий, невидимый и, надеемся, бесконечный горизонт.
Фундамент искусства Софроницкого был заложен в классе легендарного ленинградского профессора Леонида Николаева. Несмотря на сложные отношения и противоречивые высказывания ученика об учителе, в этом сегодня нет сомнений. Николаев развивал природные способности и склонности учеников, "вкладывая им в руки" разнообразный репертуар. Характерно, что в одном и том же 1921 году из его класса, наряду с Софроницким, вышла и Мария Юдина.
Каждый концерт, каждое выступление было для Софроницкого единственным в своем роде актом творения музыки и - сотворчества композитору.Большинство сохранившихся записей артиста - живые выступления в филармонических залах, а также в музее-квартире Скрябина в Москве. Отношение музыканта к звукозаписи характеризует его изменчивую, вечно ищущую натуру: "Необычайно полезно самого себя слушать в граммофоне, это очень много дает исполнителю". Вот почему многие записи, сделанные в обстановке естественного музицирования, технически несовершенны.
Арбатский особняк был настоящим домом маэстро: здесь собиралась его публика, здесь жил и умер (в 1915 году) его кумир, с которым он был связан духовно и семейно (женой музыканта была одна из дочерей). Скрябин в исполнении Софроницкого - главное послание пианиста музыкальному человечеству: его интерпретации сонат (особенно поздних), поэм и пьес едва ли не более аутентичны, чем авторские. Однако дух Скрябина передан на основе соблюдения его буквы, поразительно тонкого и подробного слышания музыкальной ткани.
Кроме Скрябина, репертуар Софроницкого включал в себя музыку разных эпох; однако в его наследии ощущается "романтическая доминанта": исполнение музыки Бетховена, Шуберта (особенно песни в фортепианной обработке Листа), Шумана, Шопена, Листа, Рахманинова - среди выдающихся художественных достижений музыканта.
Олег Черников

В традиционной иерархии жанров классико-романтической эпохи симфония - вершина, высшая цель творца; инструментальная (в том числе фортепианная) музыка, при всей своей важности, - подступ к вершине, абрис, эскиз, лаборатория тематизма, образов и драматургии. Иное у Сергея Рахманинова: фортепиано - Вселенная его искусства - влияет на все остальные жанры (от камерных вокальных сочинений до концерта и симфонии).
Подавляющее большинство фортепианных сочинений Рахманинова написаны в русский период творчества (до 1917 года). За двадцать с небольшим лет стиль композитора эволюционировал в сторону большей сложности музыкального языка. Широкие, классико-романтические в своей основе темы уступают место менее протяженным, в которых "природная" собственно мелодическая выразительность часто существует в сложном контексте ритма, гармонии, фактуры. В то же время, сохраняется константа фортепианного стиля Рахманинова: широкое использование возможностей самого инструмента - от "наивысшей утонченности" до "наивысшей грандиозности" (термин принадлежит ровеснику и, во многом, антиподу Рахманинова, Александру Скрябину). При этом в "наивысшей утонченности" Рахманинова всегда чувствуются "плоть и кровь", необыкновенная полнота и объемность.
Основные черты фортепианного стиля Рахманинова сформировались уже в ранних фортепианных сочинениях, написанных до Второго концерта (1900- 1901). Прелюдия до диез минор, соч.3 № 2, написанная в 1892 году (ее чрезмерная, в ущерб другим сочинениям, популярность долгое время тяготила композитора), впервые соединяет два лика рахманиновской трагедидийности: напряженная статика, выраженная через колокольный звон (сквозной звуковой образ музыки Рахманинова),- и бурная "аппассионатность".
Шесть музыкальных моментов, соч. 16 (1897) - наиболее компактный фортепианный цикл композитора. Варианты отмеченного в прелюдии до диез минор звукового образа - Музыкальные моменты №№ 4 и 6 (ми минор и до мажор). В обоих случаях "фигурационную пелену" прорезают волевые фанфарные мотивы (проходящие через все творчество композитора). Использование разных ладов придает отмеченному звуковому образу контрастный двуединый смысл. Третья пьеса цикла (си минор) - один из первых примеров траурно-медитативной лирики Рахманинова. Пятая пьеса (ре бемоль мажор) - один из многих образцов "русского ноктюрна", своего рода "одухотворенного пленэра".
Две серии прелюдий (десять в соч. 23 и тринадцать в соч. 32) вместе с прелюдией cоч.3 составляют уникальный рахманиновский вариант романтического цикла из 24 прелюдий. Очевидно, что в отличие от Шопена или Скрябина, Рахманинов не задумывал фортепианный цикл. Первая тетрадь прелюдий вышла в 1903, вторая - в 1910 году. По-видимому, случайность, что все прелюдии первой тетради написаны в одной тональности; во второй серии Рахманинов уже сознательно "достраивал" цикл до "канонического".
Прелюдии Рахманинова - сверхцикл, энциклопедия его образов и тематизма. Каждая прелюдия, вместе с тем, - абсолютно самостоятельная и масштабная пьеса. Один из многочисленных и интереснейших аспектов содержания прелюдий - изменяющийся облик рахманиновской лирики, особенно во второй тетради. Здесь и новое свойство медитативности (импрессионистической, как в прелюдии соль мажор, соч. 32 №5; вдохновленной "внеличностными" интонациями знаменного распева, отражающими интерес к русскому средневековью, духовной музыке, - как в прелюдии си минор, соч. 32 №10; пейзажная звукопись, вдохновленная образами зимней дороги в русской музыке и поэзии, - как в прелюдии соль-диез минор, соч.32 № 12, в которой "звезды" Рахманинова и Скрябина, быть может, находятся "в апогее"). Другая "сквозная" идея - диалога эпох через жанр. Истоки некоторых прелюдий - в старинных танцах; развитие - актуализация этого жанрового элемента, "врастание" стилизованного языка в русло музыкальной современности ("менуэтная" прелюдия ре минор, соч. 23 №3; прелюдия си бемоль минор, соч. 32 № 2, в духе сицилианы).
Этюды-картины Рахманинова, во многом, - последние великие этюды романтической музыки. Первая тетрадь (соч.33) закончена в 1911; вторая (соч. 39) - в 1916 году. В первой тетради предполагалось 9 этюдов, но в первом издании вышло всего лишь 6: автографы этюдов до минор и ре минор (ныне - соч.33, №№ 3 и 4) были найдены лишь после смерти Рахманинова. Автограф первой редакции этюда ля минор (ныне - соч. 39 № 6) до сих пор не найден: этюд предназначался для первого издания, однако не был издан, а затем, в переработанном виде, вошел во вторую тетрадь. В настоящее время этюды издаются в следующем виде: 8 - в первой, 9 - во второй тетрадях.
Этюды-картины - уникальный перекресток традиций XIX и XX веков. За немногими исключениями ("русский" этюд ми бемоль минор, соч. 39 № 5 на аппассионатную, виолончельную по колориту протяженную тему; отчасти этюды ми бемоль мажор и соль минор, соч.33, №№ 6 и 7), этюды-картины - новое качество тематизма Рахманинова, уникальный синтез мелодии, гармонии и фактуры. Музыкальная ткань плотна; сложно и взаимодействие ее пластов; тематические и регистровые взаимодействия привносят в этюды оркестровый колорит. Неслучайно пять этюдов-картин существуют в переложениях для оркестра Отторино Респиги (1879- 1936), созданных по просьбе и благословению Рахманинова и вполне удовлетворивших последнего в художественном отношении: "Позвольте мне, дорогой маэстро, выразить все мое восхищение чудесным результатом Вашей блестящей оркестровки. Особенно благодарю Вас за точное соответствие оригиналу".
Михаил Сегельман


 

 

 


 

 

 


 

 


Copyright © 2005"Виста Вера"