VVCD
- 00093
 |
ADD 67.17
Владимир Софроницкий
исполняет произведения Скрябина

Экспромт в форме
мазурки C-Dur, op. 2 No 3
Мазурка cis-moll, op.3 No 6
Мазурка gis-moll, op.3 No 9
Мазурка e-moll, op.25 No 3
Мазурка fis-moll, op.25 No 7
Мазурка H-Dur, op.25 No 8
Мазурка Fis-Dur, op.40 No2
Экспромт fis-moll, op.14 No 2
Полонез b-moll, op.21
Поэма C-Dur, op.44 No1
Поэма C-Dur, op.44 No2
"Загадка", Des-Dur, op.52 No2
"Иронии", C-Dur, op.56 No2
"Желание", C-Dur, op.57 No1
Соната № 3 fis-moll, op.23.
19 Фантазия h-moll, ор. 28
20 Соната № 9, ор.68
21 "К пламени", op.72
Время звучания 67.17
Запись:1946 (10, 12-14,21); 1948 (4,7,8); 1950 (9); 1952 (2,3,6);
1953 (1,5,11); 1959 (19,20); 1961 (15-18).
Редактор: М.Сегельман
"Когда знакомишься с биографией Софроницкого,
невольно удивляешься необычности ее в сравнении с биографиями большинства
концертирующих артистов. Лишь однажды он гастролировал за пределами
Родины, почти всю жизнь прожил в своем родном Ленинграде, в послевоенные
годы - в Москве. Жизненный путь пианиста был прежде всего "биографией"
его искусства: непрерывным, все более глубоким проникновением в
смысл и красоту музыкальных сочинений, ставших неразлучными спутниками
его жизни, достижением все более совершенного их воплощения",-
писал пианист и историк фортепианного искусства Дмитрий Благой.
Действительно, титулы Софроницкого скромны: заслуженный деятель
искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии 1943 года. Его "гастрольный
лист" исчерпывается двумя странами и одной датой (Польша, Франция,
1928)… Однако влияние его личности, духа при жизни артиста и после
его смерти уносится за далекий, невидимый и, надеемся, бесконечный
горизонт.
Фундамент искусства Софроницкого был заложен в классе легендарного
ленинградского профессора Леонида Николаева. Несмотря на сложные
отношения и противоречивые высказывания ученика об учителе, в этом
сегодня нет сомнений. Николаев развивал природные способности и
склонности учеников, "вкладывая им в руки" разнообразный
репертуар. Характерно, что в одном и том же 1921 году из его класса,
наряду с Софроницким, вышла и Мария Юдина.
Каждый концерт, каждое выступление было для Софроницкого единственным
в своем роде актом творения музыки и - сотворчества композитору.
Далеко не все эти творения были одинаково совершенны по внешней
форме. В последние годы, когда пианист часто болел, он неоднократно
прерывал концерты, так по-настоящему и не начав играть. Однако его
выступлений ждали: неудачи гения были неизмеримо выше удач "середнячков".
Большинство сохранившихся записей артиста - живые выступления в
филармонических залах, а также в музее-квартире Скрябина в Москве.
Отношение музыканта к звукозаписи характеризует его изменчивую,
вечно ищущую натуру: "Необычайно полезно самого себя слушать
в граммофоне, это очень много дает исполнителю". Вот почему
многие записи, сделанные в обстановке естественного музицирования,
технически несовершенны.
Арбатский особняк был настоящим домом маэстро: здесь собиралась
его публика, здесь жил и умер (в 1915 году) его кумир, с которым
он был связан духовно и семейно (женой музыканта была одна из дочерей).
Скрябин в исполнении Софроницкого - главное послание пианиста музыкальному
человечеству: его интерпретации сонат (особенно поздних), поэм и
пьес едва ли не более аутентичны, чем авторские. Однако дух Скрябина
передан на основе соблюдения его буквы, поразительно тонкого и подробного
слышания музыкальной ткани.
Кроме Скрябина, репертуар Софроницкого включал в себя музыку разных
эпох; однако в его наследии ощущается "романтическая доминанта":
исполнение музыки Бетховена, Шуберта (особенно песни в фортепианной
обработке Листа), Шумана, Шопена, Листа, Рахманинова - среди выдающихся
художественных достижений музыканта.
"Его игра вызывала какое-то особое, обостренное чувство красоты,
сравнимое с красотой и запахом первых весенних цветов, которые трогают
не только сами по себе, но и как ожившее воспоминание о заново,
всегда в первый раз пережитом и испытанном" (Генрих Нейгауз).
Олег Черников
|