VVCD
- 00096
 |
ADD 54.16
Наследие Марии Гринберг
Том 1
Людвиг ван Бетховен
Соната № 8 c-moll, op. 13, "Патетическая"
1 Grave. Allegro di molto e con brio 8.24
2 Andante cantabile 4.48
3 Rondo. Allegro 4.05
Соната № 14 cis-moll, op.27, N 2 "Quasi una fantasia"
"Лунная"
4 Adagio sostenuto 5.48
5 Allegretto 2.08
6 Presto agitato 7.40
Соната № 23 f-moll, op.57, "Аппасионата"
7 Allegro assai 9.50
8 Andante con moto 6.18
9 Allegro ma non troppo 5.04
Время звучания: 54.16
Запись:1951 (1-3); 1959
(4-6); 1960 (7-9)
Звукорежиссёры: Кокжаян (1-3); Б.Смирнов (4-6); Гроссман-Семёнов
(7-9)
Звукоинженер: Т.Бадеян. Реставрация: Виста Вера, 2006
Редактор: М.Сегельман
Марина Цветаева назвала одну из своих книг "Мой Пушкин".
Для меня лично в жизни была - "Моя Мария Гринберг", на
мой взгляд, величайший из пианистов ХХ века. Ни у кого я не слышал
лучшего, чем у неё, исполнения Прелюдий и фуг, Первого концерта
Шостаковича, Симфонических этюдов, "Детских сцен" и фортепианного
концерта Шумана, экспромтов Шуберта обоих опусов (разве что у Юдиной!),
Первого концерта Брамса, "На вольном воздухе" Бартока,
многих бетховенских сонат (для меня их медленные части у Марии Гринберг
- это "рентген души") … Но суровая ухмылка судьбы всю
жизнь преследовала эту маленькую хрупкую женщину - не борца, не
воина, не устроителя своей артистической карьеры.
Родилась Мария Израильевна (для близких - Муся) в 1908 г. в Одессе.
Отец преподавал древнееврейский язык, надобность в котором с установлением
Советской власти отпала. Мать имела несколько частных уроков с начинающими
пианистами. Семья жила в страшной бедности. До 18 лет Муся обучается
(бесплатно!) игре на рояле, купленном для неё в складчину одесскими
меценатами, разглядевшими в девочке огромный талант, у лучшего педагога
Одессы Д.Айзберга. Затем становится ученицей Ф.Блуменфельда и позже
- К. Игумнова в Московской консерватории и аспирантуре. Становится
лауреатом Второй премии Второго Всесоюзного конкурса пианистов.
Казалось бы, открыта широкая дорога для концертной деятельности.
Но в 1937 г. расстреливают мужа, а затем отца Марии Гринберг как
"врагов народа". Пианистку выгоняют из филармонии. Она
становится концертмейстером класса хореографии Дома культуры завода
"Каучук". Позже её восстанавливают в должности солистки
филармонии. Она играет в переполненных залах Москвы, Ленинграда,
Риги, Таллина, Воронежа, Тбилиси, Баку и других городов Советского
Союза.
За границу её впервые выпустили в 50 лет - только после смерти Сталина.
За рубежом она была 14 раз: 12 раз в соцстранах и лишь дважды в
Голландии, где сразу стала чуть ли не национальным героем. Её игру
рецензенты сравнивали с игрой Горовица, Рубинштейна, Хаскил. НИ
ОДНО советское издательство не перепечатало этих отзывов.
Лишь в 55 лет она получает первое - и последнее! - звание Заслуженной
артистки РСФСР. Только в 61 год ей присвоили звание профессора Гнесинского
института. Ни в консерватории, ни в жюри конкурса им. Чайковского
места для неё не нашлось.
В 1970 году выходит комплект из 13 грампластинок с записью всех
32 сонат Бетховена. В прессе об этом событии НИ СЛОВА. И лишь за
три месяца до её смерти, в 1978 г. музыковед Юденич в журнале "Советская
музыка" назовёт эту запись подвигом в искусстве.
Не было сделано НИ ОДНОЙ записи Гринберг на телевидении или в кинохронике.
Умерла Мария Израильевна 14 июля 1978 г. в больнице Таллина, не
дожив двух с половиной месяцев до своего семидесятилетия. Когда
её дочь Ника (ученица Гольденвейзера) пришла в таллинский магазин
ритуальных услуг, с неё не взяли денег, сказав, что знают, КОМУ
они оказывают последнюю услугу. Зато ректор Гнесинки отказался предоставить
зал для прощания с Марией Израильевной, и понадобилось решительное
вмешательство заместителя Министра культуры СССР Кухарского.
Но не будем о грустном. Его было много в жизни пианистки. Искренне
радуюсь выходу этих дисков, которые принесут и вам радость. Мария
Израильевна как-то сказала мне с горечью: "Ко мне всё придёт
после смерти".
Олег Черников, друг М. И.Гринберг, давший её имя своей дочери
|