VVCD - 00097

DDD 78.52
Дмитрий Рахманов
исполняет фортепианные пьесы П.И.Чайковского


П.И.Чайковский
1. Думка, соч. 59 (1886 г.). "Русская сельская сцена" 8.44
Шесть пьес, соч. 19 (1873 г.)
2. "Вечерниe грёзы", g-moll 4.07
3. Юмористическоe скерцо, D-Dur 3.45
4. Листок из альбома, D-Dur 1.56
5. Ноктюрн, cis-moll 3.53
6. Каприччиозо, B-Dur 3.36
7. Оригинальная тема с вариациями, F-Dur 11.27

Две пьесы, соч.10 (1871)
8. Ноктюрн F-Dur 4.23
9. Юмореска, G-Dur 2.34

Большая Соната G-Dur, соч.37.
10. Moderato e risoluto 14.36
11. Andante non troppo quasi moderato 9.41
12. Скерцо: Allegro giocoso 2.50
13. Finale: Allegro vivace 7.14

Время звучания: 78.52


Продюсеры: Джозеф Патрич, Дмитрий Рахманов
Звукорежиссёр: Джозеф Патрич
Фото: Мурат Юбоглу
Запись: июнь 2005 г., звукозаписывающая студия "Патрич", Нью-Йорк

Фортепианная музыка П.И. Чайковского, за исключением, конечно, Первого концерта, не столь популярна, как его симфонические, оперные и балетные сочинения. Чайковский написал свыше ста произведений для фортепиано, от миниатюр до крупных форм: концерты с оркестром. жанровые и характерные пьесы, экспромты, каприччио, вальсы, мазурки, польки, полонезы, произведения для голоса и фортепиано.
Думка, соч. 59 (1886 г.), имеющая подзаголовок "Русская сельская сцена", является развернутым произведением с глубоким драматическим подтекстом, она совмещает в себе черты балладности и танцевальности, эпоса и пляса. Главная тема, полная задумчивой меланхолии, ярко контрастирует с темой второго раздела, рисующей жанровую картину народного веселья. Этот контраст заключает в себе зерно внутреннего конфликта, приводящего к кульминации, полной внутреннего надлома и состояния неразрешенности. На смену динамическому развитию второй темы приходит умиротворенный соль-минорный эпизод (такт 78). Вслед за импровизационными фиоритурами каденции вновь появляется вторая тема "giocoso". Следующее за этим нарастание приводит к кульминации - победному потоку аккордов в ля-бемоль мажоре (такт 105). Однако психологическая недосказанность ищет выхода в коде: как далекая память о прошлом, вновь появляется главная тема. Но звучит она глуше, затаённее, чем вначале, будто отзвук траурного шествия. И вдруг, обрывая его, как выстрелы, звучат финальные аккорды.
Шесть пьес, соч. 19, были написаны в ноябре 1873 года.
Цикл открывается пьесой "Вечерние грёзы" (возможно, это навеяно шумановской пьесой "Вечером" из "Фантастических отрывков"). Крайние разделы пьесы рисуют картину тихого деревенского вечера с задушевным диалогом сопрано и тенора, мажорная же середина полна певучей неги.
Перекличка между устремляющимися вверх стаккатными мотивами и последующими рассыпающимися пассажами "Юмористического скерцо" сразу вносят ощущение легкости и игривости, пронизывающее всю пьесу. Унисонные мотивы средней части воссоздают широкую картину русской природы. Плавно нисходящие мелодические интонации лаконичного "Листка из альбома" придают пьесе
спокойный задушевный характер. Из всех пьес данного цикла наиболее известен "Ноктюрн" до-диез минор. В его меланхолической теме слышатся разговорные интонации. После более светлого настроения среднего эпизода главная тема появляется в теноровом регистре, обрамленная плавно льющимися сопрановыми фиоритурами. Жалобная триольная тема кодетты постепенно приводит к умиротворенному исходу. Два грациозных мотива вопроса и ответа и их варьирование являются основным тематическим зерном следующей пьесы, "Каприччиозо". Общее плавное движение мелодии прерывается резвым плясом в русском стиле в контрастном среднем эпизоде. Цикл завершается развернутой Темой с вариациями фа мажор. Ее симметричная шестнадцатитактовая тема (ААВА), представленная в четырехголосном изложении, льется в плавном трехдольном движении. В последующих двенадцати вариациях с кодой, в их жанровом разнообразии особо обнаруживается изобретательность композитора: здесь и вокальные вариации для тенора и сопрано, и легкие scherzando, и полифоническая инвенция, и низкоголосый распев, тяжелый пляс в русском стиле, и салонная мазурка, затем неспешное размышление, и, наконец, группа блестящих финальных вариаций с кодой, начинающаяся мощной аккордной вариацией, помеченной alla Schumann (наподобие темы финала его "Симфонических Этюдов").
Две пьесы, соч.10, были написаны в Ницце в 1871 году. Пасторальный характер "Ноктюрна" фа мажор с его прозрачно орнаментированной мелодикой и плавно арпеджированным аккомпанементом, скорее создает образ пробуждающейся природы, нежели ночной романтики. Даже ускоренный гармонический ритм второй темы не нарушает мечтательного спокойствия. В игривой "Юмореске" слышатся народные танцевальные мотивы. В более спокойном среднем разделе пьесы Чайковский использовал тему народной песни, услышанной им в Ницце.
Большая Соната, соч.37, была написана в период между мартом и августом 1878 года, одновременно со скрипичным концертом, "Детским альбомом" и фортепианными пьесами, соч.40. Премьера сонаты в исполнении Николая Рубинштейна состоялась 2 ноября 1879 года. Композитор, считавший сонату несколько сухой, был поражен силой художественной интерпретации произведения у Рубинштейна. По словам Модеста Чайковского, Петр Ильич "не узнал свое любимое детище и слушал его как чьё-то чужое, трогавшее его до глубины души".
Первая часть сонаты, Moderato e risoluto, открывается победным маршем главной темы, которая проходит лейтмотивом через всю часть и является основным материалом разработки и кульминации в коде. Контрастом к ней служат соль минорный эпизод (такт 18), полный лирического порыва, и широкая, певучая побочная тема (такт 71), вносящая умиротворение и покой после фанфарной главной темы.
Вторая часть, Andante non troppo, формально состоит из трех разделов (АВА). Мерным и сосредоточенным аккордам главной темы противопоставляется следующая более взволнованная тема (такт 17), развивающаяся имитационным пунктирным мотивом. Этот мотив приводит к главной кульминации части в ее репризе. Тема центрального эпизода (Moderato con animazione) с ее плавным колыбельным движением, покачивающимися синкопами и льющимися сопровождающими сопрановыми фигурациями, постепенно разрастается в первую взволнованную кульминацию части.
Фактура Скерцо (Allegro giocoso), состоящая из непрерывного движения триольных шестнадцатых, изобилует игрой синкоп, акцентов, мотивов, начинающихся на слабых долях. Средний эпизод вносит лирическю струю в этот непрерывный поток.
Финал сонаты (Allegro vivace) своим масштабом и формой уравновешивает сходную ему по объему первую часть. Праздничный подвижный характер главной темы - устремляющиеся вверх синкопированные аккорды и следующий за ними бурный поток шестнадцатых - задает тон всей части. Контрастом к главной партии служит легкая и упругая связующая тема В (32) и распевная побочная тема С (65). Центральный эпизод (139) звучит как торжественный гимн, который в дальнейшем становится темой коды, подытоживая финал, а с ним и всю сонату.
Дмитрий Рахманов


 

 

 


 

 


Copyright © 2006"Виста Вера"