VVCD - 00098

VVCD-00098
ADD 67.38

Макс Брух.Концерт № 1 для скрипки с оркестром
Никколо Паганини.Концерт № 1 для скрипки с оркестром..
Пабло де Сарасате."Цыганские напевы". Интродукция и Тарантелла для скрипки с оркестром.

Андрей Корсаков, скрипка
Большой симфонический оркестр имени Чайковского
Дирижер Владимир Федосеев

Общее время звучания: 67.38

Величайший из виртуозов, открывший новую эру игры на скрипке и альте; легенда, миф, ангел, демон и идол толпы… Все это - Никколо Паганини (1782- 1840). Его жизнь - причудливое чередование триумфов (первый - в тринадцать лет) и разочарований, мировой славы, жизненных и посмертных странствий: Паганини умер, не причастившись, и потому епископ Ниццы Доменико Гальвано запретил похороны. Окончательное упокоение прах Паганини нашел лишь в 1896 году.
Паганини - это еще и символ романтического художника: именно в таком качестве он и его сочинения притягивали современников (Шумана, Листа) и композиторов следующих поколений (Брамс, Рахманинов, Лютославский).
Судьба музыкального наследия композитора - также переплетение триумфа и трагедии. Его имя обессмертили каприсы, однако многие другие сочинения не были изданы при жизни автора. Среди них и Первый концерт для скрипки с оркестром, ре мажор, соч. 6, в трех частях, написанный во время турне по Италии в 1817- 1818 годах, но вышедший из печати лишь в 1851 году. В концерте Паганини музыкальные барокко и классицизм словно протягивают руки романтизму. Медленная часть - синтез романтизма с высокой поэтикой барокко - обрамлена Allegro и Финалом, классически ясными по колориту.


"Даже в Германии, где каждый хорошо изучил ремесло и владеет им в совершенстве, пишущий действительно хорошую музыку встречается редко. Эта особенность выпала на долю Макса Бруха, и он имеет полное право гордиться ею" (Камиль Сен-Санс). Обладатель Моцартовской стипендии, ученик Фердинанда Гиллера и Карла Рейнеке, Музикдиректор и художественный руководитель ряда оркестров и музыкальных учреждений, в частности, факультета композиции Высшей школы музыки в Берлине в 1893- 1910, Макс Брух (1838- 1920) был для его современников и близких потомков автором симфоний, опер, ораторий, других сочинений для хора и оркестра. Время, однако, внесло коррективы в судьбу наследия Бруха: ныне он знаменит сочинениями в жанре концерта. Вариации для виолончели с оркестром "Кол Нидрей" (1881) - уникальный пример концертной композиции, основанный на фрагменте молитвы, которая произносится в синагогах всего мира в главный еврейский праздник, Йом Кипур (Судный День). Известна также "Шотландская фантазия" для скрипки с оркестром (1880).
Однако для миллионов слушателей Брух - прежде всего автор Скрипичного концерта соль минор, соч. 26 (1868). Первое из трех сочинений композитора в этом жанре, Концерт соль минор по популярности соперничает с мировыми хитами - концертами Мендельсона (ми минор), Бетховена, Чайковского, Брамса, Сибелиуса.
Концерт Бруха неотделим от традиции романтического скрипичного концерта. С Мендельсоном Бруха связывает облик главной темы (в обоих случаях романтический образ сразу "захватывается" в точке экстаза); с Паганини - абсолютное господство скрипки; с Брамсом (его концерт написан спустя десятилетие) - стихия венско-славянской танцевальности (в финалах обоих сочинений).
Концерт Бруха - уникальный вариант романтической поэмной формы. Формально трехчастное, сочинение тяготеет к двухчастности: Adagio (вторая часть) вырастает из темы побочной партии в репризе Allegro moderato (первая часть). Подобное смешение продиктовано самим обликом главной темы концерта, в которой сочетаются три модели формы - вступления (строгие, несколько в духе Йозефа Гайдна, аккорды оркестра), каденции (ответные речитативные пассажи скрипки) и медленной части.
В финале драматический конфликт исчезает, чудесно растворяется в неподдельной радости.

"Паганини конца века", скрипач, по словам Эжена Изаи , "научивший нас играть чисто", Пабло де Сарасате (1844- 1908) - один из величайших концертных скрипачей в истории музыки. География его выступлений - Европа, Азия, Северная и Южная Америка; его партнерами были крупнейшие дирижеры и исполнители второй половины XIX века. В огромном репертуаре Сарасате, помимо классики - Баха, Моцарта, Бетховена, - были и сочинения современников, которые великий испанец пропагандировал. Среди счастливцев, обязанных ему успехом своих скрипичных сочинений,- Сен-Санс, Брух, Лало, Чайковский, Дворжак.
Собственное творчество Сарасате - продолжение его исполнительской деятельности. Им создана, в основном, музыка для скрипки с фортепиано и для скрипки с оркестром. Среди последних сочинений выделяются характерные для романтической эпохи композиции в свободной, контрастно-составной форме - рапсодии, фантазии, как на собственные, так и на заимствованные темы. В частности, "Интродукция и тарантелла", соч. 43 - "сестра" "Интродукции и Рондо каприччиозо" Камиля Сен-Санса. Подобно Листу- автору многочисленных фортепианных транскрипций, Сарасате создавал фантазийные попурри на темы опер Гуно ("Фауст", "Ромео и Джульетта"), Бизе ("Кармен"), Моцарта ("Дон Жуан"), Верди ("Сила судьбы").
"Цыганские напевы", соч. 20 - пожалуй, самое знаменитое сочинение Сарасате - написано по образцу Венгерских рапсодий Листа. Корни сочинений Сарасате и Листа - в стиле "вербункош" (венг. Verbunkos, от нем. Werbung - вербовать). Вербункош - не только стиль венгерского народного музицирования на инструментах, но и группа мужских танцев (изначально они исполнялись во время вербовки новобранцев в армию). Заметим, этот стиль, в первую очередь, характерен именно для венгерских цыган. В "Цыганских напевах" Сарасате воспроизведен типичный контраст стиля "вербункош" - между медленными напевными (lassu или hallgato) и стремительными (friss) мелодиями. Необычен тональный план сочинения: медленный раздел в тональности до минор сменяется быстрым, в тональности ля минор. "Цыганские напевы" - квинтэссенция артистического и композиторского стиля Сарасате, с его яркими мелодиями и броской виртуозностью.
Михаил Сегельман

Андрей Корсаков (1946-1991), выдающийся советский скрипач-виртуоз, окончил Московскую консерваторию (проф. Б.Беленький и Л.Коган), лауреат международных конкурсов в Монреале, им. Паганини в Генуе, им. М. Лонг и Ж.Тибо в Париже, им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, им. Чайковского в Москве. Народный артист РСФСР.
"Корсакова можно сравнить с Хейфецом: он может всё, и это сочетается с удивительным хладнокровием и отсутствием всякой позы". ("Телеграф", Голландия).




 

 

 


 

 


Copyright © 2005"Виста Вера"