VVCD
- 00098
|
VVCD-00098
ADD 67.38
Макс Брух.Концерт № 1 для скрипки с оркестром
Никколо Паганини.Концерт № 1 для скрипки с оркестром..
Пабло де Сарасате."Цыганские напевы". Интродукция и Тарантелла
для скрипки с оркестром.
Андрей Корсаков, скрипка
Большой симфонический оркестр имени Чайковского
Дирижер Владимир Федосеев
Общее время звучания: 67.38
Величайший из виртуозов, открывший новую эру игры
на скрипке и альте; легенда, миф, ангел, демон и идол толпы… Все
это - Никколо Паганини (1782- 1840). Его жизнь - причудливое чередование
триумфов (первый - в тринадцать лет) и разочарований, мировой славы,
жизненных и посмертных странствий: Паганини умер, не причастившись,
и потому епископ Ниццы Доменико Гальвано запретил похороны. Окончательное
упокоение прах Паганини нашел лишь в 1896 году.
Паганини - это еще и символ романтического художника: именно в таком
качестве он и его сочинения притягивали современников (Шумана, Листа)
и композиторов следующих поколений (Брамс, Рахманинов, Лютославский).
Судьба музыкального наследия композитора - также переплетение триумфа
и трагедии. Его имя обессмертили каприсы, однако многие другие сочинения
не были изданы при жизни автора. Среди них и Первый концерт для
скрипки с оркестром, ре мажор, соч. 6, в трех частях, написанный
во время турне по Италии в 1817- 1818 годах, но вышедший из печати
лишь в 1851 году. В концерте Паганини музыкальные барокко и классицизм
словно протягивают руки романтизму. Медленная часть - синтез романтизма
с высокой поэтикой барокко - обрамлена Allegro и Финалом, классически
ясными по колориту.
"Даже в Германии, где каждый хорошо изучил ремесло и владеет
им в совершенстве, пишущий действительно хорошую музыку встречается
редко. Эта особенность выпала на долю Макса Бруха, и он имеет полное
право гордиться ею" (Камиль Сен-Санс). Обладатель Моцартовской
стипендии, ученик Фердинанда Гиллера и Карла Рейнеке, Музикдиректор
и художественный руководитель ряда оркестров и музыкальных учреждений,
в частности, факультета композиции Высшей школы музыки в Берлине
в 1893- 1910, Макс Брух (1838- 1920) был для его современников и
близких потомков автором симфоний, опер, ораторий, других сочинений
для хора и оркестра. Время, однако, внесло коррективы в судьбу наследия
Бруха: ныне он знаменит сочинениями в жанре концерта. Вариации для
виолончели с оркестром "Кол Нидрей" (1881) - уникальный
пример концертной композиции, основанный на фрагменте молитвы, которая
произносится в синагогах всего мира в главный еврейский праздник,
Йом Кипур (Судный День). Известна также "Шотландская фантазия"
для скрипки с оркестром (1880).
Однако для миллионов слушателей Брух - прежде всего автор Скрипичного
концерта соль минор, соч. 26 (1868). Первое из трех сочинений композитора
в этом жанре, Концерт соль минор по популярности соперничает с мировыми
хитами - концертами Мендельсона (ми минор), Бетховена, Чайковского,
Брамса, Сибелиуса.
Концерт Бруха неотделим от традиции романтического скрипичного концерта.
С Мендельсоном Бруха связывает облик главной темы (в обоих случаях
романтический образ сразу "захватывается" в точке экстаза);
с Паганини - абсолютное господство скрипки; с Брамсом (его концерт
написан спустя десятилетие) - стихия венско-славянской танцевальности
(в финалах обоих сочинений).
Концерт Бруха - уникальный вариант романтической поэмной формы.
Формально трехчастное, сочинение тяготеет к двухчастности: Adagio
(вторая часть) вырастает из темы побочной партии в репризе Allegro
moderato (первая часть). Подобное смешение продиктовано самим обликом
главной темы концерта, в которой сочетаются три модели формы - вступления
(строгие, несколько в духе Йозефа Гайдна, аккорды оркестра), каденции
(ответные речитативные пассажи скрипки) и медленной части.
В финале драматический конфликт исчезает, чудесно растворяется в
неподдельной радости.
"Паганини конца века", скрипач, по словам
Эжена Изаи , "научивший нас играть чисто", Пабло де Сарасате
(1844- 1908) - один из величайших концертных скрипачей в истории
музыки. География его выступлений - Европа, Азия, Северная и Южная
Америка; его партнерами были крупнейшие дирижеры и исполнители второй
половины XIX века. В огромном репертуаре Сарасате, помимо классики
- Баха, Моцарта, Бетховена, - были и сочинения современников, которые
великий испанец пропагандировал. Среди счастливцев, обязанных ему
успехом своих скрипичных сочинений,- Сен-Санс, Брух, Лало, Чайковский,
Дворжак.
Собственное творчество Сарасате - продолжение его исполнительской
деятельности. Им создана, в основном, музыка для скрипки с фортепиано
и для скрипки с оркестром. Среди последних сочинений выделяются
характерные для романтической эпохи композиции в свободной, контрастно-составной
форме - рапсодии, фантазии, как на собственные, так и на заимствованные
темы. В частности, "Интродукция и тарантелла", соч. 43
- "сестра" "Интродукции и Рондо каприччиозо"
Камиля Сен-Санса. Подобно Листу- автору многочисленных фортепианных
транскрипций, Сарасате создавал фантазийные попурри на темы опер
Гуно ("Фауст", "Ромео и Джульетта"), Бизе ("Кармен"),
Моцарта ("Дон Жуан"), Верди ("Сила судьбы").
"Цыганские напевы", соч. 20 - пожалуй, самое знаменитое
сочинение Сарасате - написано по образцу Венгерских рапсодий Листа.
Корни сочинений Сарасате и Листа - в стиле "вербункош"
(венг. Verbunkos, от нем. Werbung - вербовать). Вербункош - не только
стиль венгерского народного музицирования на инструментах, но и
группа мужских танцев (изначально они исполнялись во время вербовки
новобранцев в армию). Заметим, этот стиль, в первую очередь, характерен
именно для венгерских цыган. В "Цыганских напевах" Сарасате
воспроизведен типичный контраст стиля "вербункош" - между
медленными напевными (lassu или hallgato) и стремительными (friss)
мелодиями. Необычен тональный план сочинения: медленный раздел в
тональности до минор сменяется быстрым, в тональности ля минор.
"Цыганские напевы" - квинтэссенция артистического и композиторского
стиля Сарасате, с его яркими мелодиями и броской виртуозностью.
Михаил Сегельман
Андрей Корсаков
(1946-1991), выдающийся советский скрипач-виртуоз, окончил Московскую
консерваторию (проф. Б.Беленький и Л.Коган), лауреат международных
конкурсов в Монреале, им. Паганини в Генуе, им. М. Лонг и Ж.Тибо
в Париже, им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, им. Чайковского в Москве.
Народный артист РСФСР.
"Корсакова можно сравнить с Хейфецом: он может всё, и это сочетается
с удивительным хладнокровием и отсутствием всякой позы". ("Телеграф",
Голландия).
|